ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"

Источник: Беркович А.В. «По страницам уголовной хроники старого Екатеринбурга». Екатерининская мужская гимназия. К 140-летию Оренбургского учебного округа. 16 августа 2014 года. Высоко оценивая работу автора, мы позволили себе замечания, необходимые для сегодняшнего познания профессии.

 

1874 год. Убийство директора мужской Гимназии (и другие материалы, собранные о преступлении в гимназии № 9 города Екатеринбурга)

 

«Период истории России после 1861 года, то есть после публикации Манифеста об отмене крепостного права, иногда называют «Пореформенным временем». Эпоху эту, как, впрочем, все в нашей стране, связанное с реформами и переменами, трудно оценить однозначно. Казалось бы, освобождены крестьяне, учреждено земское городское всеславное самоуправление, введен суд присяжных, всеобщая воинская повинность сменила ненавистную рекрутчину. Но на обратной стороне медали зарождение политического терроризма, массовое хождение молодежи в народ с революционными и экстремистскими прокламациями, газеты переполнены сообщениями о самоубийствах. И вот на этом фоне прогремело - в Екатеринбурге ученик гимназии, в присутствии множества свидетелей, хладнокровно застрелил своего директора. «До чего мы дошли, что происходит с нашей молодежью?» — в один голос вопрошали и либералы, и консерваторы. Действительно, что заставило юношу взять в руки оружие.

Так выглядели старшеклассники российских гимназий во второй половине XIX века.

В Екатеринбургской гимназии № 9 в 1874 году произошло первое из известных аналогов убийство директора образовательной организации (за 125 лет до «колумбайна» — Ведущий).

Нынешняя «девятка» тогда являлась мужской гимназией Его Императорского Величества Александра II. Она начала свою работу с октября 1861 года. Как и сейчас, гимназия располагалась в трехэтажном здании на главном проспекте (нынешний адрес Ленина, 33). Правда, до 1879 года гимназисты занимались на втором этаже. Остальные площади принадлежали Горному училищу.

Заведение считалось элитным: здесь обучались дети чиновников, заводчиков и купцов. Одним из таких отпрысков был Алексей Скачков. Его отец — Максим Скачков — купец в первом поколении, к 1874 году заявивший капитал по первой гильдии. Соответственно, Скачков относился к полупривилегированному сословию, выше которого были только дворяне и духовенство. Купцам первой гильдии разрешалось вести заграничную торговлю, владеть фабриками, заводами и морскими судами.

О статусе семьи Скачковых свидетельствовал и добротный каменный дом в центре Екатеринбурга. История не сохранила его изображений. Но известно, что он находился на месте нынешнего Второго Дома Советов по 8 Марта, 2.

Так же как Скачкову везло в делах, ему, по всей видимости, не везло с детьми. Его сына Николая с тяжелой формой паранойи поместили в столичную клинику. А у Алексея Скачкова врачи установили хроническую болезнь сердца, которая сделала его «меланхоликом, не переносившим хладнокровно самых малейших неприятностей и огорчений».

 

Пять пуль для директора

 

В начале 1870-х годов мужская гимназия бурлила, каждый год приносил новые потрясения. В 1872 г. власти обвинили нескольких педагогов в симпатиях к народническим идеям и запретили преподавать, вместе с ними были отчислены пять учеников из старших классов. Досталось и директору, уволенному за неспособность обеспечить политическую лояльность среди учащейся молодежи. В ответ на репрессии против любимых преподавателей в гимназии началось брожение: кто-то демонстративно не ходил на занятия, старший класс подал коллективное прошение об уходе из гимназии. Новый директор Яков Иванович Предтеченский ответил ужесточением дисциплины. Спустя год кипящий котел взорвался.

Фото здания гимназии № 9 в XIX — начале XX века предоставлено Артемом Берковичем, архив 66.RU.

В 1874 году этот Алексей обучался в шестом классе гимназии. Успеваемость его была настолько слабой, что когда в апреле директор гимназии Яков Предтеченский застукал Скачкова курящим в туалете, то решил с ним не церемониться. По существовавшим тогда правилам, в случае изгнания учащегося из гимназии за дисциплинарное нарушение никакая другая гимназия в России не могла его принять для продолжения обучения. Именно с такой формулировкой Предтеченский и решил отчислить Алексея.

«Обратите внимание на «политику нулевой терпимости», которую, как оказалось, лишь переняли в США через сотню лет, введя те же правила отчисления, без возможности куда-то перейти, по трём главным нарушениям. Одно из них — потребление или распространение наркотиков», — Ведущий ресурса.

Подросток долго и безуспешно умолял директора изменить формулировку.

5 мая младший Скачков вновь пришел в кабинет к Предтеченскому и два раза выстрелил в него из револьвера (револьвер – новое ручное огнестрельное оружие с барабаном для патронов, запатентованное американским изобретателем Сэмюэлом Кольтом в 1826 году).

Несмотря на полученные ранения, директор смог встать и выбежать в коридор. Вдогонку он получил еще три пули, после которых уже не двигался. Сбежавшиеся на шум люди задержали стрелка, который «в сильно возбужденном состоянии едва мог выговорить несколько слов».

Предтеченский умер через несколько дней. А разбирательство дела Алексея Скачкова затянулось на несколько лет.

Адвокат юноши избрал линию защиты, согласно которой необходимо различать повод для преступления и его причину. Так, якобы поводом стало отчисление Скачкова, а причиной — наследственная предрасположенность к психической болезни. Следствие получило десяток заключений разных врачей о болезненном состоянии тела и духа не только преступника, но и его родни: отец «при малейшем противоречии приходил в сильно раздражительное состояние», из братьев один «помешан», другой «задумчив», третий «нервен до истерики», дед отца «помешался в детстве», тетка матери «удавилась в меланхолии», а ее сестры вообще «все со странностями».

Помимо этого, свое объяснение настойчивому желанию исключить Алексея было и у Скачкова-старшего. «Члены гимназического начальства регулярно пользовались от меня деньгами. Притеснения моему сыну были мщением за то, что я не дал требуемой суммы», — заявил Максим Скачков и предоставил присяжным документальное свидетельство.

Несмотря на все старания защиты, суд, проходивший с 10 по 14 декабря 1876 года, отказался признавать Скачкова душевнобольным. Алексея приговорили к ссылке в Сибирь в отдаленные поселения, без права когда-либо вернуться в Екатеринбург.

Этот эпизод 66.RU помог рассказать историк Артем Беркович, который водит по Екатеринбургу экскурсии, архив 66.RU.

Как видите, коллеги, множество крупных и малых особенностей по-настоящему делу имеют место сегодня, что выясняется при расследовании уголовных дел.

Замечание Ведущего: не одно и не два, множество убийств и покушений на жизнь и здоровье преподавателей и административных руководителей образовательных организаций совершается в наши дни в России, что стало обычным делом.

Лежащие на поверхности причины:

- покушения совершают обучающиеся, с очевидными для нас сегодня, расстройствами поведения. Психические расстройства обучающихся стали в школах, т.н. «тринадцатой угрозой», вместе с известными двенадцатью террористическими угрозами образовательным организациям;

- преподаватели и администрация, без учета фактора численного роста расстройств поведения, создают психически нездоровым школьникам поводы для все увеличивающего непреодолимого желания проявлять агрессию. Подготовка к агрессии длится годами и становится заметна, но не вызывает реагирования администрации. Перевод таких детей на домашнее обучение не останавливает (не прекращает) идею агрессивного акта, который откладывается и совершается намного позже. Срабатывает «эффект подражания», возможность обсуждения возникшего состояния с себе подобным на стихийно возникающих форумах, где сосредотачиваются дети, воспринимавшие школу как «дом зла». Нам (в СРО) по результатам внимательного изучения всех доступных, подобных проявлений в мире, известны факты «отмщения» школе («дому зла»), а не конкретным причинителям обиды, и через 20 лет. Можно рекомендовать обучающимся по программе прочитать исследования специалистов СРО по этой теме, размещенные в разделе «Методические материалы» информационно-образовательного портала (Общего сайта СРО). Назовем слушателям несколько размещенных там работ, где тема предлагалась вниманию в рубрике «Библиотечка частного охранника социальных объектов».

№ 13, 2020 год. «Техники выявления потенциально опасных правонарушителей на объектах с массовым пребыванием людей»;

В странах: США, Великобритания, Швеция, Израиль, Германия, Китай, Польша, страны центральной Африки, Бразилия, Таиланд, — охрану образовательных организаций и объектов здравоохранения осуществляет не государственная, частная охрана, а где-то вооруженные волонтеры или полицейские с оружием «в свободное от службы время», в ограниченные периоды времени — военные.

Историческая школьная проблема массовых расстрелов (убийств) будет рассматриваться нами здесь, но с акцентуацией внимания на Россию. Вот такие учебные пособия изданы СРО «Школа без опасности» по рассматриваемой теме:

- № 5, 2018 год. «Ориентировка для работников стационарных постов образовательных организаций на выявление лиц, замышляющих причинение вреда жизни и здоровью участникам образовательного процесса»;

- б/н, 2015 год «Охранная профилактика экстремистских и террористических угроз на объектах образования»;

- б/н, 2016 год, (третье издание) «Угрозы и риски безопасности в бюджетном образовательном учреждении»;

2015 год. Praemonitus – Proemonitus, часть 2 «Детская психология и безопасность».

В этих пособиях обучающиеся найдут положения «о нулевой терпимости», выводы по исследованию ЧОО факторов массовых убийств в школах не только в США, но и по всему миру, и множество других сторон проблемы, о которых исследователи из научной среды начали писать только в самое последнее врем. Заметим одновременно — о странах, которые мы упоминали в исследованиях, имеются сведения в материалах Блога «Антитеррор.Квалификация.Охрана» с 2019 года.

Опыт земли, накопленный СРО «Школа без опасности» за последние 30 лет, конечно же не имеет аналогов в истории России или других стран. Наша общая задача — сохранить основные научные выводы и методики защиты, имеющие значение, как показывает практика, и через сто лет.
Мы — носители профессии. Собиратели и хранители её крупиц. Гордитесь своей профессией! Давайте учиться, учиться!