ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"

По разрушительному масштабу и трагическому результату взрыв в малокомплектной школе села Гыска (по другим источникам – Гиска) можно поставить в один ряд с акцией в американской школе БЭТ 18 мая 1927 года, где от срабатывания нескольких сотен фунтов динамита погибли 44 человека, из них 38 учащихся младших классов и 6 взрослых, 58 человек, обучающихся во 2-6 классах получили ранения.

Рассказываем о трагедии в СССР, имевшей место 74 года назад, с нашими замечаниями.

 

Тайна кошмарного преступления, «приоткрытая» СРО Ассоциация «Школа без опасности» ещё в 2019 году

 

Специалисты СРО Ассоциация «Школа без опасности», назначенные президентом Сергеем Васильевичем Саминским 19 августа 2010 года, все это время занимаются, по роду своих обязанностей, поиском самых полезных для обучения охранников, примеров. Наиболее примечательные примеры включаются в информационные пособия, методические брошюры, учебные материалы, лекции и практические занятия, используются при проведении ежесменных инструктажей и тренингов.  

В 2019 году Саморегулируемой организацией Ассоциация «Школа без опасности» был издан «Каталог опасных предметов и веществ, запрещенных или не рекомендуемых к проносу в образовательные организации». На стр.18-19, в разделе о наиболее ярких примерах применения в школах взрывных устройств, мы разместили информацию «Взрыв в советской школе в 1950 году». Предлагаем ознакомиться с материалом СРО, т.к. он дополняет отсутствующие подробности в обширном материале, предоставленном сайтом RT.RU, и другими современными источниками.

«В малокомплектных сельских школах экстремистские акции, угрожающие жизни и здоровью многих участников образовательного процесса, встречаются с частотой, пропорциональной среднестатистическому соотношению на 1000 (или 100000) взрослого населения. В соответствии с чем создается ложное представление, что в сельских школах критические ситуации складываются реже.

4 апреля 1950 года в школе села Гыска (Гиска), расположенной неподалеку от города Бендеры Молдавской ССР, прогремел взрыв, разрушивший здание и унесший жизни 20 детей и трех преподавателей.

Военрук школы, преподававший начальную военную подготовку, пришел в школу, неся в руках большой сверток. Охраны не было, и на вопрос: «Что в свертке?» военрук ответил: «Подарок для Наташи».

Заканчивался урок литературы. Пятиклассники уже готовились записать домашнее задание, когда дверь открылась, и вбежал военрук. Он опустил на пол странный сверток, от которой тянулся подожженный бикфордов шнур, и притянул к себе Наталью Дмитриевну.

«Дети, бегите!» — крикнул он.

Кто-то выскочил в окно. А сидевший на первой парте Кондрат Кулик даже не успел испугаться, только подумал, что шнур вот-вот догорит. В этот момент военрук прижал к себе Донич, и она невольно заслонила своим телом мальчика. Поэтому он остался жив. Но мало кого пощадила взрывная волна.

Причина чудовищного поступка педагога оказалась банальной. Незадолго до трагедии учитель НВП начал встречаться с той самой Натальей Дмитриевной Донич, на урок которой он ворвался с бомбой. Когда она узнала, что у военрука в другом городе есть законная семья, то порвала с ним. Мужчина впал в ярость и стал писать ей письма угрожающего содержания. Но Наталья была непреклонна. Тогда учитель выкрал в ДОСААФ, где он также работал, взрывчатку, изготовил бомбу и принес её в школу.

12 килограммов тола разрушили школу, построенную из саманного кирпича, почти полностью. В результате взрыва и обрушения здания погибли 22 человека, из них 20 детей и 2-ое педагогов: учительница Наталья Дмитриевна Донич и завуч Николай Иванович Данилов.

Военрука в число жертв не зачислили. Через несколько дней их хоронили. Из некоторых дворов провожали не один гроб. Мы несколько сократили подачу материала, так как «Каталог» казался слишком обширным. Появилась возможность вернуться на 5 лет назад и дополнить информацию о происшествии отсутствующими подробностями.

 

Было приказано молчать»: RT приоткрыл завесу тайны над одним из самых малоизвестных терактов в СССР

 

Весной 1950 года в небольшом молдавском селе Гыска (Гиска) произошла трагедия. Военрук взорвал в школе самодельную бомбу, чтобы отомстить учительнице, отвергнувшей его ухаживания. Помимо двух участников любовной драмы жертвами взрыва также стали 21 ученик и завуч школы. Информация о ЧП долгое время скрывалась. Лишь спустя полвека выжившие очевидцы заговорили о трагедии вслух, а в селе появился памятник погибшим.

Трагедия в небольшом молдавском селе Гыска (Гиска), расположенном в окрестностях приднестровского города Бендеры, произошла 4 апреля 1950 года. Педагог, преподававший в школе военную подготовку, устроил взрыв, в результате которого погибли 24 человека.

Все материалы о трагедии во времена СССР были засекречены. Лишь полвека спустя местные школьники и их учителя начали планомерно собирать информацию о тех событиях. Однако из-за почти полного отсутствия каких-либо документов вся история о взрыве в школе строилась на воспоминаниях немногочисленных очевидцев, доживших до 2000-х годов. При этом имя человека, по вине которого погибли учителя и дети, до сих пор оставалось неизвестным.

Наши комментарии: Данные личности, осуществившей чудовищное преступление: Татарников Владимир Георгиевич, фронтовик, мл. лейтенант, родился 25 июля 1920 года в городе Тулуне Иркутская область. На момент совершения преступления — неполных 30 лет. Помимо ниже излагаемых, другие подробности о личности виновника Вы можете узнать из материалов Википедии, появившихся недавно.

 

Роман с последствиями

 

Осенью 1949 года в школе-семилетке небольшого села Гыска (Гиска) появился новый военрук, по совместительству работавший инструктором Бендерского районного отдела ДОСАРМ (так в те годы называлась одна из структур, позднее объединённых в ДОСААФ).

Высокий, представительный мужчина, отставной военный, познакомился с молодой симпатичной учительницей русского языка, литературы и французского Натальей Донич. Она была вдовой и воспитывала сына, учившегося в первом классе этой же школы.

Инструктор пригласил учительницу на свидание, у них завязались отношения.

По воспоминаниям очевидцев, в селе Наталью Донич все очень любили, а военрук, напротив, был молчалив, не слишком приветлив, но при этом очень самовлюблён. Роман инструктора и педагога какое-то время был вполне счастливым, они якобы даже собирались расписаться. Однако со временем военрук стал ревновать учительницу, начались ссоры. По версии сельчан, окончательно расстаться с ним Донич решила после того, как узнала, что у него есть жена и сын, которые живут в Казани.

Донич вместе с матерью и сыном переехала в дом местного жителя Петра Лищенко. Инструктор остался жить в Гыске (Гиске). К этому времени он получил допуск для работы со взрывными устройствами и занимался разминированием сёл Бендерского района, на территории которого со времён войны осталось множество неразорвавшихся снарядов.

При этом он продолжал преследовать Донич и крайне настойчиво, в ультимативной форме добиваться от неё взаимности, быстро перейдя к угрозам.

За два дня до трагедии, в воскресенье, 2 апреля 1950 года, инструктор устроил у себя дома именины, причём, как позже выяснилось, фальшивые (на самом деле он родился летом). На импровизированный праздник он пригласил нескольких коллег, знакомых и соседей, а также Донич. Многие считают, что он планировал убить учительницу в этот день, но она не явилась. Глубокой ночью, когда многие гости уже разошлись, инструктор вместе с несколькими приятелями явился к дому, где на тот момент жила Донич, стучался к ней, шумел, но ему так и не открыли.

3 апреля застолье повторилось, правда, в более узком кругу: военрук вместе с коллегой и ещё одним человеком выпивал в компании двух девушек, а вечером также безуспешно пытался встретиться с возлюбленной.

 

Взрыв в школе

 

4 апреля рано утром инструктор отправился на квартиру к Донич, взяв с собой сумку с чем-то тяжёлым. Он считал, что учительница должна быть дома, но в только что начавшейся четвёртой четверти занятия у неё были не во вторую, а в первую смену. Безрезультатно обыскав весь дом, где в тот момент были только мать Донич и трое детей, инструктор направился в школу.

По дороге он зашёл на почту и бросил в почтовый ящик несколько писем. Это заметили, и после трагедии письма, оказавшиеся предсмертными, были изъяты. Их содержание, пусть и со слов на тот момент ещё школьников, в Гыске помнят хорошо.

Официальной жене он написал: «Прощай, дорогая Аня. Кончаю жизнь самоубийством. Причину ты знаешь. Передай привет сыну Толе». Оставил он послание и местным чиновникам: «Никого не обвиняйте в случившемся. 12 кг тола я взял на складе».

Когда шёл первый урок и Донич, сидя на подоконнике, что-то читала детям, бывший военный стремительно вошёл в класс с уже зажжённым фитилём, тянувшимся к взрывчатке. Он крикнул детям, чтобы они уходили, а сам, подойдя к ошеломлённой учительнице, схватил её, чтобы она не могла убежать. По воспоминаниям выживших детей, она лишь успела крикнуть: «Мамочка!»

Жители Гыски (Гиски) понимают, что единственной целью военрука была именно Донич и он не стремился убивать кого-то ещё. Но мощнейший взрыв прогремел всего через несколько секунд после его призыва бежать, когда часть пятиклассников просто не успела осознать, что происходит, и покинуть школу. Остальные ученики даже не подозревали, что происходит за стеной, поэтому оставались в своих классах.

В результате детонации 12 кг тротила одноэтажная школа была практически разрушена. В результате страшного взрыва погиб 21 ребёнок. Также погибли Донич, завуч школы Николай Данилов и сам террорист.

Десятки детей получили ранения. Больнее всего трагедия ударила по семье Федоренко, которая потеряла сразу троих детей: ученицы 4-го класса Аня и Клава погибли сразу, а пятиклассник Ваня умер от ран в Тираспольской больнице.

По сведениям Википедии, часть материала комиссии ЦК КП(б) Молдавии по делу о взрыве и гибели детей в селе Гыска (Гиска) Бендерского района 4 апреля 1950 года до сих пор не выдается для ознакомления в связи с формальным наличием грифа секретности. 

Среди членов специальной комиссии был будущий генсек ЦК КПСС Константин Устинович Черненко, а на итоговом заседании местного ЦК по поводу взрыва присутствовал и Николай Анисимович Щёлоков – будущий министр, глава МВД СССР. Руководителя тогдашней местной ДОСААФ наказали «по всей строгости».

Материал предоставлен порталом RT.

Наши комментарии: именно в образовательных организациях периодически повторяются самые невероятные преступления. Сведения о таких происшествиях нужны для настраивания охранников стационарных постов на исполнение трудовых функций по обеспечению пропускного режима все 1440 минут круглосуточного, непрерывного оказания услуги. Об условиях работы стационарного одинарного поста в любом типе образовательных организаций должен быть осведомлен весь административный аппарат и преподавательский коллектив, чтобы всячески содействовать находящемуся в тяжелых трудовых условиях, одинокому охраннику. В школе села Гыска (Гиска) охраны не было. Малокомплектные школы и сегодня — это четвертый уровень террористической опасности. Случается, что в сельских школах пропускной режим по утрам обеспечивают уборщицы. А чуть позднее — сам директор школы. Помните? На вопрос: «Что находится внутри свертка?», Татарников ответил: «Гостинец для Наташи».