Дату начала производственной деятельности по созданию научно-методической основы профессиональной подготовки охранника стационарного поста образовательных организаций мы числим с приходом в группу Дениса Петровича Крючкова. Исполнительный директор Мария Михайловна Шапкина пригласила его в Учебный центр в начале июля 2024 года.
Тогда и решено было совместно трудиться по созданию на сайте СРО Ассоциация «Школа без опасности» портала «САМООБРАЗОВАНИЕ». В группу вошли несколько методистов, художник и специалист по созданию электронных программ. Обдумав указания президента СРО, решили коллегиально разрабатывать шесть учебно-информационных ресурсов для свободного пользования персоналом членов СРО и всеми желающими учиться.
Старший администратор сайта СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Евгеньевич Силивончик выделил для размещения портала интернетпространство и указал место для развертывания ещё не существовавших ресурсов.
Ресурсы «по склонностям и способностям» были закреплены за членами группы. Мария Михайловна проинструктировала Дениса Крючкова и модераторов ……, и работа началась. Первый материал поступил на модерацию 12 июля 2024 года в 17:19. Этот день и стал началом профильного «самообразования». Как бы там ни было – коллективный пример совместных трудов по созданию отсутствовавшей, для двух миллионов занятых в отрасли, формы профессионального обучения, возник.
Для обеспечения понимания всеми возможными пользователями значения портала в подготовке к экзаменационным сессиям и дальнейшей непрерывной подготовки постового охранника весь период его деятельности в охране образовательной организации, раскроем назначение каждого из шести ресурсов, а также наработанные на сегодняшний день результаты и планы охвата порталом образовательных проблем членов СРО по завершении первого этапа запланированной работы.
Задач поставлено было две:
- завершить первый этап подготовки портала к началу обучения обновленного (возможно) состава членов СРО – к 1 июля 2025 года;
- продолжать оперативное текущее пополнение ресурсов портала весь период деятельности СРО в охране образовательных организаций, обеспечивая «послепрограммную» непрерывность профессиональной подготовки персонала.
Раскрываем ожидаемое предназначение ресурсов портала к окончанию 2024 года:
- По ресурсу №1 (учебно-информационный ресурс №1 «Образцы практических квалификационных работ, сопровождаемых положительными примерами из практики, в целях использования в самоподготовке к итоговой аттестации по основной образовательной программе профессионального обучения «Охранник образовательной организации»). Всё предназначение понятно из названия ресурса. На конец 2024 года в ресурсе размещены 29 разделов тематики практических квалификационных работ отличников, освоивших программу, содержащих 72 работы, снабженные множеством практических примеров деятельности частных охранников на посту охраны образовательных организаций, за которые отличившиеся были отмечены разными формами поощрения, как правило - президентом СРО.
- По ресурсу №2 («Обучающие сериалы о факторах профессиональных действий, умений и знаний, распределенные по учебным модулям основной программы профессионального обучения «Охранник образовательной организации»). На конец 2025 года в ресурсе размещены 6 сериалов обучающих фильмов по тематике модулей программы, сложившиеся из 21 «серии» (ракурса). До конца года планируется выставление ещё одной «серии» в сериал №6, и отдельного сериала на 4 серии.
До окончания отчетного периода (01.07.2025) все модули программы будут обеспечены сопровождающими сериалами.
- По ресурсу №3 («Историко-информационный ресурс №3 «Для тех, кто хочет узнать»). В ресурсе собираются сведения о событиях в охране образовательных организаций, которые оставили заметный след, повлияли как на сознание возрастной категории обучающихся переходом внимания подростковой аудитории «из поколения в поколение», так и, соответственно, повлиявшие на профессиональное реагирование всех сил охраны образовательной организации в большинстве стран мира, а не только в России. Вошли, должны войти в программы профессионального обучения. Таких «исторических» для обеспечения безопасности, событий, мы разместили уже пять, до конца года их будет шесть, а далее они в плане на 2025 год.
- По ресурсу №4 («Учебно-информационный ресурс №4 – нормативная постатейная и дополнительная обучающая база характеристик каждого модуля, и компетенций охранника образовательной организации, в целях детализации непрерывной самоподготовки «Охранник образовательной организации». Ни что иное, как Библиография модуля, отличается тем, что разделы в ресурсе увязываются с модулями программы. Полностью обеспечивают правовыми характеристиками каждую компетенцию, каждое «знание» обучающегося по основной программе. Предлагаемый подход применяется в отрасли впервые, так как прежде общий перечень законов и нормативных правовых актов, без указания «куда и зачем», помещался в конце программы, и обучающийся, как и преподаватель, должны были сами определять соответствие тем, вопросов программы не конкретизированным материалам перечня. Выстроенное сочетание ресурсов теперь позволяет желающим учиться обойтись одной основной формой – самообразованием в овладении теоретической частью для успешной сдачи квалификационного экзамена.
- По ресурсу №5 (Учебно-производственный ресурс №5 «Обучение на производстве» выполнением соискателями учебно-производственных заданий на рабочем месте – на объектах и территориях охраняемых образовательных организаций).
Обучение на производстве необходимо прежде всего соискателю квалификации, вновь принятому в охранную организацию для охраны объектов образования, так как Удостоверение частного охранника (УЧО) и указанный в нем разряд не позволяют определять, осознавать охраннику события внешние и внутренние, имеющие значение для своевременного выявления и пресечения угроз различным типам образовательных организаций. «Обучающее лицо» - инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий, в качестве старшего смены охраны, за незначительный по времени период воочию покажет новичку, как использовать технические системы охраны образовательных организаций, и обучит действиям в условиях, не терпящих отлагательств. Очевидное замечание: охранник стационарного поста, уже имеющий опыт, который приобрёл самостоятельно или с помощью специалистов среднего звена (как в столице), уже не нуждается в процедуре «Обучение на производстве». Ему достаточно четко и ясно доказать свою компетенцию, грамотно составив портфолио. Техники составления портфолио, заменяющего практическую часть для обладателей опыта и заслуг в охране образовательных организаций, указаны авторами основной программы в ресурсе №6. Не напрасно в «путях достижения квалификации» из приказа Минтруда №148н, сказано: основная программа профессионального обучения и практический опыт.
- По учебно-организационному ресурсу №6: ресурс посвящен техникам подготовки соискателя к прохождению экзаменационной сессии – промежуточной и итоговой аттестации основной образовательной программы профессионального обучения – программы переподготовки «Охранник образовательной организации». Помимо альтернативного традиционной форме - «очному обучению» обучения на производстве, ресурс предлагает разъяснения по всем возможным вопросам промежуточной аттестации, методики составления портфолио и разбор ответов на задания теоретической части квалификационного экзамена.
Формы содействия: технологии проведения групповых и индивидуальных консультаций по каждому вопросу теоретической части и подготовки практических квалификационных работ, образцы которых, с примерами действия охранников в сходных обстоятельствах, указаны в разделе №1.
Ресурс №6 будет содержать основную образовательную программу профессионального обучения – программу переподготовки «Охранник образовательной организации», в её окончательном, утвержденном образовательной организацией АНО ДПО Учебный центр СБ РОСТ, виде, а также её структурные разделы: оценочные средства промежуточной аттестации, условия проведения практической и теоретической части итоговой аттестации, в том числе два варианта теоретической части: упрощенный для второго уровня квалификации, и усложненный четвертого уровня, для тех, кто захочет совмещать должность старшего смены охраны и инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий (охранник образовательной организации – строка 1707-2 в приказе №534 Минпросвещения – рабочий).
Программа после 1 июля 2025 года, соответствующая требованиям законодательства об образовании и о труде в Российской Федерации, должна остаться единственной в арсенале тех преподавателей образовательных организаций, кто пожелает обучать соискателей противодействию полному спектру террористических, криминальных и поведенческих угроз безопасности образовательных организаций.