Саморегуляция – персональное свойство, необходимое охраннику стационарного поста
Мы не подтвердим вывод о необходимости овладения методикой саморегуляции, если не ответим на вопрос: зачем? Работниками охраны образовательных организаций уже более двадцати пяти лет не становятся «местные» жители Москвы и некоторых других городов миллионников. Цена круглосуточного поста охраны муниципальных объектов не позволяет исполнителю услуги содержать штат охранников, с построением графика сменности «в режиме нормального рабочего времени». Вспомним, что в сутках 24 часа. Рабочих суток в месяце (в среднем) 30,4. Значит, часов 729,6. Услуга охраны почти всюду, во всяком случае, в столице – круглосуточна, непрерывна и оказывается одним работником – пост охраны одинарный. Для любителей придираться к слову «услуга», с отношением её оказания к юридическому лицу (частной охранной организации), уточняю: трудовые функции на круглосуточном посту охраны выполняет один единственный работник все 24 часа. Работник, конечно же, в ночные часы уходит в бытовое помещение, где ему «разрешается» (не снимая форменное обмундирование, а лишь «ослабив ремень» и «сняв головной убор») – отдых лёжа. Выражения из уставов (для тех, кто их не держал в руках). В течение примерно четырех часов, может быть шести, охранник, не отключая органы чувств, находится в бытовом помещении (комнате отдыха и приёма пищи), где лежит на жестком предмете быта, который чаще не имеет названия (иногда – «станок»). При этом он моментально обязан отвечать на телефон или среагировать на сигнал мобильного пульта (при наличии).
В ранние утренние часы (5-5.30) к образовательной организации подъезжает автомобиль – мусоросборник. Мусор должен вывозиться ежедневно, а контейнеры очищаться и обрабатываться дезинфицирующими средствами, не реже 1 раза в 10 дней, за исключением зимнего времени. В холодное время года, когда температура в течение трёх дней опускается ниже 4 градусов тепла, вывоз ТКО (твёрдых коммунальных отходов) может производиться через три дня (СанПин 2.1.3684-21). Пишем так подробно, так как охранник «в раннее утреннее время» должен выйти из здания, запереть входную дверь, открыть ворота, осмотреть автомобиль досмотровым зеркалом, дождаться окончания процедуры с мусорными контейнерами, обеспечить выполнение функции по вывозу мусора, выпустить мусоросборник и закрыть ворота.
В ночные часы охранник обязан реагировать на любые проникновения на территорию образовательной организации и «принимать меры по пресечению нарушений пропускного режима». «Закладчики» наркотиков, потребители, ищущие закладку, «шкуроходы», воры, проникающие в помещение, лица с расстройствами поведения, хулиганы – на попытки всех этих не званных гостей проникнуть на территорию обязан незамедлительно реагировать, все 24 часа, охранник одинарного стационарного поста.
А также: в раннее время в образовательную организацию приходят работники, производящие уборку и обеспечивающие пищеблок (но со своими ключами).
Ещё раз: охранник стационарного поста круглосуточно «находится на посту» и привыкает к состоянию личной «повышенной готовности», эмоционального напряжения. Теперь представьте себе, что обстоятельства вынуждают каждого работника в отдельности не уезжать после суточной смены домой, а оставаться, продолжать несение дежурства. Общая причина: только превышение числа смен в месяц даёт возможность получить итог, необходимый для содержания семьи, его самого. И ездить «сутки через трое» на каждую смену за очень много километров невозможно. Возможно только один раз в месяц. Почти каждодневно читаем информацию СМИ о многих-премногих тысячах, затраченных на охрану такого-то образовательного объекта. И ни разу пишущие люди не разделили впечатляющие воображение тысячи на количество постов, суточных смен, часов. Поэтому гражданское общество пребывает в уверенности, что охранники образовательных организаций – высокооплачиваемая категория, привлеченная повышенным материальным содержанием.
Как подкрадывается профессиональное выгорание? Передо мной изданная в 2015 году СРО Ассоциация «Школа без опасности» часть I Справочного пособия для специалистов среднего звена охраны образовательных организаций: «Психологическая подготовка как самостоятельное охранно-профилактическое средство в обеспечении безопасности образовательных организаций». Титульное наименование: «PRAEМONITUS – PRAEМUNITUS». На странице 156 размещён подзаголовок «Эмоциональное (профессиональное) выгорание». Мы читаем в материалах СМИ сегодня, через 10 лет, те же самые, ни в чём не изменившиеся, определенные симптомы, советы. Относятся текущие материалы исследований к перечню представителей различных профессий, среди которых не указывается частный охранник. Тем более, охранник образовательной организации. А в предлагаемой брошюрке всё о нём! Он даже показан на картинках. Важную для охранников тему и вытекающую из неё саморегуляцию – методику противодействия, мы разбирали в апреле на очных занятиях с учебной группой начальников охраны. Занятие вызвало интерес и одобрение слушателей, опытных в профессии специалистов среднего звена. Недостаток рассмотрения в 2015 году в неточной акцентуации саморегулирования. Сегодня и в последующих материалах Учебно-информационного ресурса №8 раздела «Самообразование» Информационно-образовательного портала на сайте СРО Ассоциация «Школа без опасности» мы начинаем наращивать усилия, и самым активным образом показывать для читателей способы и средства саморегуляции, средства защиты охранника от негативного эмоционального феномена. И десять лет назад, и сегодня размещенный в брошюре 2015 года на страницах 134-149 раздел «Даждь нам днесь…» (о поисках источников положительных эмоций в человеке), представляет из себя источник поиска и получения положительных эмоций, о котором можно написать целую книгу.