О решении вопроса с профессиональной подготовкой охранников образовательных организаций в зоне с введением военного положения и режима максимального уровня реагирования.
Образовательная организация не может брать на себя ответственность за профессиональную подготовку без осознания необходимости приоритетов обучающихся, осуществляющих трудовую деятельность по охране образовательных организаций на новых территориях.
Отличие наработанных предложений основной программы профессионального обучения от принятых в охранной отрасли методик ведения образовательного процесса в том, что разрешенные законодательством об образовании формы обучения и их сочетание, не встречавшиеся в отраслевой практике, должны в зоне с введенным уровнем максимального реагирования стать естественными и общепринятыми для массовой профессиональной подготовки персонала членов СРО. Естественным становится ответ на риторический вопрос: «Если не здесь, то где?»
Система альтернативного выбора в местности, приближенной к зоне проведения СВО разрешается программой не как редкое исключение, а в качестве естественного всеобщего применения охранником образовательной организации.
Условия для обучения в зоне с максимальным уровнем реагирования могут быть от среднеприемлемых до самых неблагоприятных. В связи с чем программа избирает формы обучения с образовательным процессом, протекающим вне образовательной организации. Программа объединяет, сочетает такие формы обучения или виды их реализации, как самообразование, обучение на производстве и работу по индивидуальному учебному плану. При этом программа предлагает максимальную свободу выбора в отношениях между образовательной организацией и обучающимся, в пользу обучающегося. Вникнув в особенности предлагаемого плана и методик образовательной программы, коллеги со всех регионов России, собранные в зоне СВО для охраны образовательных организаций, сами порекомендуют их расширенное применение на других территориях с введенными уровнями усиления, на малокомплектных, с одним-двумя охранниками объектах образования.
Программой соединены все самые благоприятные разрешения для обучающихся, содержащиеся в Законе «Об образовании в Российской Федерации», и в их значительной части выделенные приказом Министерства просвещения Российской Федерации (далее «Приказ») от 26.08.2020 №438 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
П.3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в части, не урегулированной законодательством об образовании и (изложенном в Приказе – авт.) Порядком, устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
П.6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации И НА ПРОИЗВОДСТВЕ, А ТАКЖЕ В ФОРМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.
П.7. Фомы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
П.8. Допускается сочетание различных форм образования и форм обучения.
П.9. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
П.10. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.
П.11. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
П.12. Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.
П.13. Профессиональное обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
П.14. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Статья 53. Возникновение образовательных отношений (из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)
- Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, О ПРИЁМЕ ЛИЦА НА ОБУЧЕНИЕ В ЭТУ ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.
П.15. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена6.
П.16. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (при наличии таких разрядов, классов, категорий)7.
П.17. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений8.
П.18. Формы проведения квалификационного экзамена устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
П.19. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
П.20. Квалификация, указываемая в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Основанием зачисления лица на должность, соответствующую 4 уровню квалификации (старшего охранника поста, старшего смены, наставника) в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 №148н об указании пути достижения уровня квалификации, является освоение Основной программы профессионального обучения.
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 апреля 2013 г. N 148н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УРОВНЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ЦЕЛЯХ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»
- Описание уровней квалификации
Уровень |
Показатели уровней квалификации |
Основные пути достижения уровня квалификации |
||
Полномочия и ответственность |
Характер умений |
Характер знаний |
||
2 уровень |
Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий |
Выполнение стандартных заданий |
Применение специальных знаний |
Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев) |
4 уровень |
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений |
Решение различных типов практических задач |
Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач |
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) |
В избранных программой формах профессионального обучения ведущей формой является самообразование, с образовательным процессом, проходящим вне образовательной организации. В целях облегчения для охранника преодоления административных барьеров предлагаемый договор об обучении заключается образовательной организацией не с охранником, а с его работодателем, иначе - с частной охранной организацией, занятой в охране образовательных организаций в зоне проведения СВО. Неотъемлемым приложением к договору должен являться индивидуальный учебный план каждого обучающегося (образец находится в содержании программы) и график аттестаций, с учетом всех интересов охранника.
Ниже пояснительная записка включает 10 методик и преимуществ новой редакции основной образовательной программы профессионального обучения – программы переподготовки «Охрана образовательной организации».
10 методик и преимущества новой редакции основной программы.
На рабочих совещаниях онлайн уже несколько месяцев проводится разъяснение и обсуждение с территориальными подразделениями СРО особенностей новой редакции основной образовательной программы профессионального обучения – программы переподготовки «Охранник образовательной организации».
В реализации программы профессионального обучения задействованы три категории участников:
- работодатели, как лица, берущие на себя обязанность организации и подготовки нескольких направлений обучения, что всегда находило отражение в конкурсной документации;
- охранники, которым программой впервые в отрасли предоставляется несколько возможностей выбора, так как условия, в которых они будут учиться, прежде никогда не встречались;
- Саморегулируемая организация и её структурные подразделения на местах, как ведущая движущая сила образовательного процесса на территориях и в центре. 9 августа мы написали, что «у новой программы, в форме самообразования, не будет конкурентов». Мы предлагаем ознакомиться с десятью особенностями программы, действительно, никогда не встречавшимися. Все они собраны для обеспечения помощи обучающимся к освоению программы в самых тяжелых условиях для получения знаний и подтверждения квалификации, «без отрыва от производства».
ВОТ ОНИ:
- Технологии использования формы самообразования, которые уже формируются в свободном доступе на сайте СРО.
- Первый опыт «Обучения на производстве» с законным предложением о возникновении в частной охране тех, кто будет учить.
- Предлагаемые технологии разрешенного законом «сочетания форм» и предлагаемого наукой об образовании «совмещения форм».
- Формирование на местах «Учебно-демонстрационных объектов», по образцу Москвы, но с эксплуатацией, учитывающей условия на местах.
- Предоставление желающим учиться права свободного выбора сроков подготовки, предшествующих возникновению образовательных отношений и даты обращения в образовательную организацию с заявлением о готовности к промежуточной аттестации.
- Решение вопроса о минимальных сроках обучения по основной программе, соответствующих требованиям раздела «Основные пути достижения уровня квалификации» для 2-го уровня, по приказу Минтруда от 12.04.2013 №148 н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов («не менее двух месяцев»).
- Вопрос о подготовке к итоговой аттестации:
- онлайн групповые и индивидуальные консультации;
- тренинговые программы на флеш-накопителях на постах.
- Предоставление обучающемуся права выбора в уровне сложности на итоговой аттестации, влияющего на уровень присваиваемой квалификации, с обеспеченной перспективой профессионального роста на производстве (услуги);
- Ротационно-поточная методика обучения на учебно-демонстрационных объектах, с «живым» пребыванием обучающегося в составе смены, вместе с обучающим лицом.
- 10. Вопрос о льготах, допустимых для наиболее достойных, с учетом оценки их опыта (по решению объединения работодателей и образовательной организации).
О модульном принципе обучения только тому, что необходимо для деятельности в сложившихся условиях на посту и в ситуациях, не терпящих отлагательств, а также об обучении и предоставлении свободно пользоваться ресурсами самообразования, мы уже сообщали. При условии участия в организации деятельности по программе перечисленных категорий охвата, производительность программы за год обеспечит весь требующийся потенциал обученных, квалифицированных охранников.
Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана (в целях оказания методической помощи НА МЕСТАХ):
- Выявление и учет способностей и потребностей в обучении соискателя.
- Определение уровня знаний, умений и опыта работника.
- Учет требований квалификационных характеристик уровня профессионального стандарта, на который претендует соискатель.
- Изучение требований программы профессионального обучения в редакции, утвержденной образовательной организацией.
- Составление индивидуального плана с учетом всех полученных данных соискателя, с помощью ответственных лиц.
Примечание: Образцы разделов индивидуального плана по каждому модулю находятся в содержательной части программы.
Индивидуальный учебный план составляет обучающийся с помощью наставника (инструктора производственного обучения), с возможностью использования концепции ведущих специалистов по выделенным каналам связи.