На «рисунке 2» из материала за 7.05.2025, в учебно-информационном ресурсе №9, мы видим полную схему информационных технологий, обеспечивающих возможность охраннику образовательных организаций самостоятельно подготовиться к аттестационной сессии по основной программе переподготовки.
Известно, что переподготовка требуется лицу, уже имеющему статус Охранника 4-6 разрядов, для овладения новой профессией «Охранник образовательной организации».
В целом комплекс источников, окружающих обучающегося на рисунке получения информации по новой профессии, удобнее охарактеризовать как «управляемое самообразование», т.к. он все же включает сочетание других влиятельных форм.
Обратите внимание: в основе самообразующих направлений находится портал учебно-информационных ресурсов. Пока их 9 (девять). Ресурсы называются по-разному. Возможно считать их «модулями», но чтобы не возникало путаницы с модулями основной программы профессионального обучения – программы переподготовки «Охранник образовательной организации». Портал удобен для самообразовательной деятельности работников охраны образовательных организаций по всем четырем, имеющимся в профессиональном стандарте, уровням квалификации. Взгляните на таблицу «Описание уровней квалификации», на основные пути достижения уровня квалификации по 2-5 уровням из приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 года №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»:
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
5 уровень |
Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих. |
Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. |
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) |
Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих |
Вы легко заметите, что для всех четырех уровней квалификации в приказе (которые дублируются в профессиональном стандарте «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций») пригодны (и удобны) «Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих». Затем лишь исключением, что для 2 (второго) уровня квалификации нет программ повышения квалификации. Так как нельзя повысить то, чего еще нет. Можно повторить: освоивший основную программу профессионального обучения – программу переподготовки, может претендовать на любую должность, с квалификацией со 2-го до 5-го уровня включительно. При наличии дополнительных условий.
К дополнительным условиям относится уровень образования, когда-либо полученного соискателем.
Вывод: для соискателей квалификации по 2-5 уровням необходимо выполнение требований к образованию и освоение одинаковой для всех, основной программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих. Сроки освоения определяются образовательной организацией.
В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 №438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»:
п.10. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.
п.11. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (срок действия до 1 сентября 2025 года):
п.12 - Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов.
В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 марта 2025 года №266 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», вступающим в силу с 1 сентября 2025 года и действующего до 1 сентября 2031 года,
п.18. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получения новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Срок освоения программы повышения квалификации не может быть менее 16 часов, срок освоения программы профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Предлагаем ознакомиться с таблицей характеристик (направлений) девяти учебно-информационных ресурсов «Самообразования».
№п/п |
Наименование ресурса |
Содержание информации, раскрываемой ресурсом для обучающихся |
Количественное наполнение информационными единицами |
1 |
Учебно-информационный ресурс №1 |
Образцы практических квалификационных работ, сопровождаемых положительными примерами из практики, в целях использования в самоподготовке к итоговой аттестации по основной программе. |
29 разделов, куда вошли 72 квалификационные работы отличников учебы, сопровождаемых примерами из практики на объектах членов СРО. |
2 |
Учебно-информационный ресурс №2 |
Обучающие сериалы о факторах профессиональных действий, умений и знаний, распределенные по учебным модулям основной программы профессионального обучения «Охранник образовательной организации» |
9 обучающих сериалов, куда вошли 35 учебных фильмов-рассказов. |
|
Учебно-информационный ресурс №3 |
«Для тех, кто хочет узнать»: сведения о наиболее примечательных событиях из криминальных посягательств на безопасность образовательных организаций за последние 150 лет. |
Описание 11-ти событий с анализом их возникновения. |
|
Учебно-информационный ресурс №4 |
Нормативная постатейная и дополнительная обучающая база характеристик каждого модуля, и компетенций охранника образовательной организации, в целях детализации непрерывной самоподготовки «Охранник образовательной организации». |
108 законодательных и нормативных актов, распределенных по рассматриваемым ресурсами вопросам и модулям программы. |
|
Учебно-информационный ресурс №5 |
«Обучение на производстве» выполнение соискателями учебно-производственных заданий на рабочем месте – на объектах и территориях охраняемых образовательных организаций. |
9 материалов о выполнении учебно-производственных заданий на рабочем месте охранника. |
|
Учебно-информационный ресурс №6 |
Промежуточная и итоговая аттестации основной образовательной программы профессионального обучения – программы переподготовки «Охранник образовательной организации» и разъясняющие материалы. |
28 материалов о подготовке обучающихся и образовательной организации к аттестационной сессии. |
|
Учебно-информационный ресурс №7 |
Обучение мерам по сохранности, обращению и правомерности применения служебного огнестрельного оружия и специальных средств в зоне, приближенной к линии боевого соприкосновения или максимального уровня реагирования. |
7 материалов, со специальными заданиями из фонда оценочных средств, о правомерности обращения служебного огнестрельного оружия и специальных средств. |
|
Учебно-информационный ресурс №8 |
Саморегуляция – персональное свойство, необходимое охраннику стационарного поста. |
Сосредотачиваются материалы о пагубных для организма последствиях непрерывного стресса и эмоционального выгорания, и техниках саморегуляции (в развитии). |
|
Учебно-информационный ресурс №9 |
Информационно-технологическое обучение, формы которого используются в СРО Ассоциация «Школа без опасности» и АНО ДПО Учебный центр «СБ Рост». |
Сосредотачиваются материалы о техниках информационно-технологического обучения для членов СРО и о сочетании форм их применения в обучении. (На июнь 2025г. – 5 материалов). |
Содержание всех ресурсов «Самообразования» будет пополняться новыми технологическими изменениями в правовой базе, имеющими значение примерами.
О наших планах развития информационной базы «Самообразования» см. продолжение.
Все без исключения представленные ресурсы постоянно пополняются новыми материалами и технологиями обучения.
Размещаем схематическое указание о том, как найти портал «Самообразование» и включенные в него ресурсы.