ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"

Существует образ мальчика, который однажды может прийти в школу с оружием.

Он — в камуфляже или в темном пальто. Одинок. Без друзей, его одноклассники издевались над ним, теперь он мстит. «Что-то в этом образе меня насторожило», — говорит Герберт Шайтгауер, профессор психологии развития Свободного Университета Берлина. Он работает над проектом, который должен предотвращать насилие в отношениях между школьниками и такому поведению, что провоцирует детей на преступления. Но действительно ли оба явления взаимообусловленны? Соответствует ли действительности образ одинокой жертвы, которая в конечном итоге становится убийцей?

Не всегда. Такого мнения дошел Шайтгауер после изучения поведения 126 подростков со склонностью к насилию в 13 странах мира. Результаты эксперимента опубликовал журнал «International Journal of Developmental Science». Ученые сравнили 128 преступников, среди которых лишь 8 девушек, которые в возрасте в среднем 19 лет брались за оружие в США, Германии, Таиланде или Аргентине. Только треть из них подвергалась издевательств своих одноклассников, 54% отталкивала молодежь за пределами школы, каждый четвертый сам определял себя отшельником.

Речь не идет о единовременном отторжении, а количество обид — значительно меньше, чем считалось ранее, — говорит Шайтгауер. Немного среди преступников было жертв издевательства — это удивило. На второй результат ученые еще меньше рассчитывали: гораздо чаще, чем коллеги, дети перед совершением преступления страдают от давления со стороны учителей и школьного персонала.

Недоразумения с учителями и директором — фактор риска. Это говорит Ребекка Бонде. Психолог из Университета Потстдама исследовала семь случаев школьной стрельбы в Германии. Она пришла к выводу, что стрельбу, как правило, планируют в течение длительного времени школьники, учащиеся или те, которые учились ранее в соответствующем учреждении.

Ученые проанализировали случаи, произошедшие в период с 1999 года по 2006 год, самый известный имел место в 2002 году в Эрфуртской гимназии. «Все немецкие преступники имели проблемы с учителями или со школьным персоналом», — говорит Бонд. В противоположность США, где школьная стрельба чаще происходит из-за издевательств сверстников, в Германии важным фактором являются отношения с учителями. Убийца из Эрфурта убил 16 человек и застрелился, среди его жертв было 12 учителей и школьная секретарша.

Почему существует такая разница, психологи будут исследовать и дальше. Предположение: причина в различных школьных культурах. В США официальная иерархия — часто горизонтальная, одноклассники задают тон, другие школьники попадают под групповое давление. Немецкая молодежь, скорее, страдает от психологического давления, осуществляемого на высших ступенях. Ребекка Бондю доказывает: эффект подражания в школьных побоищах играет важную роль. Молодежь, которая планирует покушение, часто идентифицирует себя с известными преступниками, которые разрекламировали СМИ.

Ребята в меньшей степени, которые пытались убить одноклассников или учителей, стали убийцами, или пережили вещи, которые другие ровесники переживают легче. Каждый третий преступник, которого исследовали, страдал из-за любви. 88% имели социальные конфликты в школьной среде. Нет одного типа таких преступников, — резюмирует Герберт Шайтгауер. Есть только молодежь, которая свое разочарование преодолевает значительно хуже, чем другие.

«International Journal of Developmental Science» http://ijds.net/