Во вторник, 16 декабря, стало известно о нападении подростка в школе поселка Горки-2 в Подмосковье. По имеющимся данным, он ранил трех человек, один из них погиб. Школьников уже эвакуировали, на месте работают следователи.
Подробности произошедшего — в материале «Известий».
16 декабря утром подросток устроил нападение на школу в подмосковном поселке Горки-2. Ученик ранил несколько человек ножом. Один из них погиб. Об этом написала в своем Telegram-канале уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова: «К нашему великому горю, в школе погиб ребенок, ученик четвертого класса». Также был ранен охранник.
Как позднее сообщили в Следственном комитете, нападавшим оказался ученик 9-го класса школы, свою вину он признал.
«Инцидент произошел в общеобразовательной школе в поселке Горки-2. По предварительным данным, ученик средней школы, вооруженный ножом, ранил несколько человек, количество уточняется», — сказали ТАСС в оперативных службах.
Сообщается, что школьников эвакуировали, некоторые вышли из здания самостоятельно. На месте уже находятся сотрудники силовых подразделений, а также несколько карет скорой помощи.
Как сообщили ТАСС в расположенном по соседству культурно-спортивном комплексе «Дом молодежи», вскоре после нападения на школу в КСК стали прибегать дети без верхней одежды. Сейчас в здании более 100 учеников, им предоставили место для пребывания, принесли воду.
Ксения Мишонова после случившегося также написала, что детям и взрослым будет оказана поддержка.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев позднее сообщил, что семье погибшего в школе ребенка окажут всю необходимую помощь. Он также призвал проанализировать всё, что привело к трагедии, сказав, что сегодняшнее преступление — ужасная, запредельная жестокость.
Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по ст. 105 УК РФ («Убийство»), ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство» и «Приготовление к преступлению и покушение на преступление»). Следователи работают на месте происшествия.
Подозреваемый, как подтвердили в Telegram-канале ГУ МВД России по Московской области, задержан, его доставляют в следственные органы. Помимо ножа, у него был также газовый баллончик. Там добавили, что сейчас сотрудники полиции выясняют обстоятельства преступления.
Комментарии произошедшего
Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный в беседе с «Известиями» сказал, что безусловно, будет дана оценка действиям работника охранной организации, а также степени оснащенности школы техническими средствами охраны. Он напомнил, что с 1 января 2025 года в России действует национальный стандарт ГОСТ Р 58485‑2024, устанавливающий общие требования к обеспечению безопасности образовательных организаций. Почему в конкретном случае рамки отсутствовали — предстоит выяснить компетентным органам.
— В условиях растущих угроз безопасности соблюдение всех требований к организации охраны образовательных учреждений — это важный инструмент защиты здоровья и жизни детей, а также обеспечения безопасной образовательной среды. К сожалению, после снижения общественного внимания дисциплина и готовность к выполнению требований часто ослабевают. Сегодня нельзя позволить себе расслабляться. Если устанавливаются меры безопасности — будь то рамки металлодетекторов или учебные эвакуации — они должны восприниматься как необходимая часть защиты детей, а не как формальность, — отмечает депутат.
Он также добавляет, что вызывает тревогу и то, что никто не заметил изменений в поведении школьника. Ни семья, ни учителя, ни одноклассники — никто не отреагировал на его поведение, высказывания, публикации, угрозы. Всё говорило о том, что он может находиться под воздействием деструктивных групп в социальных сетях. Но реакции не последовало. Это также проблема, заключает Анатолий Выборный.
Председатель правления Союза саморегулируемых организаций негосударственной сферы безопасности (Союз СРО НСБ) Сергей Силивончик сказал «Известиям», что невозможно будет гарантировать неповторение подобных происшествий в будущем, даже если превратить школу в изолированный бункер с высоким забором, сложной системой доступа и тотальным досмотром. Связано это с тем, что проблема заключается не только в организации охраны.
— Дело в том, что это в том числе и проблема предыдущих событий. Охранник, который находился на посту, столкнулся с последствием какой-то ситуации, которая развивалась в течение длительного времени. Здесь нужно говорить скорее об опасности, которую для подростков в соцсетях представляют деструктивные сообщества, воздействующие на умы школьников, — считает эксперт.
Он указал также и на появившуюся в интернете информацию о внешнем виде ученика, образе его поведения — как он вел себя до и во время совершения преступления. В этом контексте Сергей Силивончик указывает, что подросток однозначно находился под деструктивным влиянием, и это нужно было заметить раньше.
— Почему этого не заметили родители или представители образовательной организации — большой вопрос. Конечно, очень удобно было бы сделать виноватым охранника, директора охранной организации или школы, но проблема родилась еще до трагедии. Подросток пришел уже готовым к совершению преступления, а это значит, что в Сети его кто-то к этому подготовил. Не секрет, что очень многие группы координируются из иностранных государств представителями специальных служб. Поэтому здесь проблема намного шире, чем просто вопрос наличия охраны на посту образовательной организации. Нужно подходить к этому комплексно, — считает Сергей Силивончик.
Собеседник «Известий» также задается вопросом, почему никто не отреагировал адекватно на необычное поведение подростка еще до совершения преступления.
— У нас отсутствует культура обращения за помощью к взрослым, потому что школьники боятся, что их будут называть «стукачами». Или, другими словами, будут к ним относиться некорректно. В то же время они не понимают, что таким образом могут спасти жизнь окружающих и свою собственную, — отмечает эксперт.
Говоря о работе охранника, Сергей Силивончик добавил, что оценивать его реакцию в моменте сложно, потому что распознать угрозу, которая исходит от самих учащихся, не так-то просто. Ребенок может просто дурачиться и надевать на себя каску, а может быть и действительно готов совершить преступление.
