То, что произошло рано утром 15 января – ужасает, по причине того, что по сути это результат, точнее проекция наших общественно-экономических отношений.
Отношение людей к людям не отличается от учреждения к учреждению. Каждый думает исключительно о собственной шкуре. Но когда это происходит в школах именно так, как сегодня в Перми или регулярно в Соединённых Штатах, это говорит не о каких-то частных проблемах, не об отдельной истории отдельного человека — это говорит о проблемах системных, о том, что больно всё общество.
Ужасает то, что мы переживём этот случай и уже завтра о нём забудем. Он останется в архивах следствия, новостных архивах, а мы, к сожалению, дождемся следующего.
Совершено нападение на пермскую школу рано утром 15 января, когда дети, ничего не подозревая, внимали учителю, чувствуя себя в безопасности. Позднее о нападении рассказали как о драке между учениками — это двое подростков: ученик старших классов той же школы и ее выпускник. Парни ворвались на занятия в одном из классов и устроили драку на ножах. Учительница попыталась их разнять, но сама получила серьезные ранения в шею. За нее заступились ученики младших классов и тоже пострадали.
По подозрению в совершении вооружённого налёта задержаны старшеклассник и бывший ученик образовательного учреждения. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Покушение на убийство двух и более лиц». Пострадали 15 человек, с ранениями госпитализированы 12. Среди них учитель, которая перенесла операцию и находится в тяжёлом состоянии. В больнице находятся девять детей в состоянии средней тяжести. Двое учеников четвёртого класса прооперированы. Сообщили и данные одного из напавших подростков — это Лев Биджаков. В прошлом году он окончил 9-й класс 127-й школы и поступил в пермский Политехнический колледж им. Н.Г. Славянова, в восьмом классе участвовал в олимпиаде по физике. Но некоторые говорят, что учился он плохо. Кроме того, в пермском ГУ МВД уточнили, что один из подозреваемых ранее состоял на учете в психоневрологическом диспансере.
СМИ выяснили, что Лев был подписан во «ВКонтакте» на несколько групп, связанных с «Колумбайном», посвященных истории массовой бойни в американской школе, где в 1999 году двое учеников застрелили 13 человек, а затем покончили жизнь самоубийством. В видеозаписях у мальчика есть фрагмент из фильма «Класс», сюжет которого посвящен той же тематике.
В очередной раз закипают страсти, сыплются обвинения во все стороны, ищутся виноватые. Безусловно, конкретный человек всегда виноват, наверное, найдут ответственных и здесь.
И если это будет не один Лев Б., то наверняка тот, кто его воспитывал, кто надзирал, кто вовремя не написал, кто вовремя не отчитался, вовремя не предотвратил. Но в любом случае в масштабах страны каждый такой виноватый будет стрелочником. А виновата в том, что происходит так, как происходит, так, как ещё 30 лет назад не могли мы себе представить — система наших экономических и общественных отношений. Вообще, наличие конфликтов в школьной среде — это естественный процесс.
Другое дело, когда неразрешенные конфликты на ранних стадиях перетекают в более сложные, происходит эскалация на всех уровнях, и уже крайней точкой является подобного рода реакция. Понятно, что асоциальные, девиантные типы всегда были и будут, это неизбежно, это биология. Но судя по информации про этих мальчиков: там и наркомания, и учёт в психоневрологическом диспансере, и отчисление из школы, а сам Лев Б. не раз убегал из дома. По предварительной версии следствия 16-летнему старшекласснику Льву не понравилось новогоднее поздравление в соцсетях «С Новым годом, псы». Тогда он со своим другом Александром решил устроить показательную казнь, таким образом ответив на оскорбление. Как сообщают в полиции, зачинщик кровавой разборки состоял на учёте в психоневрологическом диспансере, а ученики школы и вовсе говорят, что он лечился на Банной горе, что не помешало ему учиться в обычной общеобразовательной школе. По словам источника 59.ru, подростка направляли на осмотр к психиатру из-за склонности к суициду — он неоднократно пытался покончить жизнь самоубийством.
Получается, что никому не было никакого дела до подростка, у которого и так в силу физиологических возраста «играют» гормоны. Ни классный руководитель, ни родители, ни школьный психолог не забили тревогу, не взяли ситуацию под контроль, они отпустили ее на самотек, что привело к «результату». За молодыми людьми из группы риска должны были наблюдать «благополучные семьи», должны были наблюдать психиатры в психоневрологическом диспансере, должны были приглядывать по "наркоманской" линии. Неужели никто не видел, что с детьми происходит неладное. Органы опеки и попечительства даже не участвовали и не были в курсе проблем, происходящих в семьях.
Каждый, конечно, отвечает сам за себя, но в целом мы делаем то, что нам предписано делать системой экономических отношений. К сожалению, эта мысль очень часто ускользает от тех, кто обсуждает наши современные проблемы.
Всегда проще переложить ответственность за происходящее на конкретного человека, потому что конкретного человека осудили, забыли и вроде бы как проблему решили. Ничего же не решили и ни к чему не пришли в итоге.
Конечно, сейчас на смену книгам пришли компьютерные игры, где кровь льется рекой, где проблемы решаются не переговорами, а выстрелами в упор. Не надо запрещать компьютерные игры или интернет, век прогресса не стоит на месте, но нужен контроль и жесткий контроль, и в первую очередь со стороны родителей и учителей, органов опеки.
Если твоим детям объясняют в течение 10 или 15 лет, что с топором прийти и раздолбить на части человека — это нормально, то рано или поздно из нескольких миллионов человек появится один, который сделает это — обязательно. Если он будет видеть это в кино — он повторит. Потому что человек нуждается в образце для подражания. И в первую очередь это те, поведение которых он копирует и видит каждый день. Безусловно, конкретный человек всегда виноват, наверное, найдут ответственных и виноватых и здесь. То, что мы видим и в школах, и по телевизору, и в кинотеатрах, и в группах ВКонтакте, и безумные течения последних лет, связанные с детскими самоубийствами — это всё является проекцией наших общественно-экономических отношений
Потому что, конечно, молодой человек, занятый так, как заняты были мы в нашем детстве — в наших кружках, спортивных и иных секция и, самое главное, в наших мечтах о достойной жизни — вряд ли будет соучастником группы в соцсети, которая посвящена массовым убийствам.
Расследование данного инцидента председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил следователям главного следственного управления из Москвы.
— В ходе следствия будет дана оценка действиям или бездействию сотрудников школы, родителей подростков, а также лиц, на которых лежит обязанность по обеспечению безопасности детей в школе. Кроме того, председатель Следственного комитета России направил в Пермский край своего старшего помощника, — пояснили в Следственном комитете.
И уже побежали первые проверки. В ближайшее время пройдет проверка работы ЧОПов, занимающихся охраной школ в РФ. Об этом сообщили в Росгвардии. Силовики изучат законность деятельности и качество услуг, предоставляемых частными охранными предприятиями образовательным учреждениям по всей стране. Планируется разработать алгоритмы действия работников ЧОПов при возникновении ЧС, оповещения и взаимодействия с правоохранительными ведомствами. Звучит красиво, однако, что будет на деле: повальные проверки приведут к массе «нарушений», которые по сути таковыми не являются, в очередном мероприятии поставят галочку, отчитаются вышестоящему начальству и вопрос закроется.
Осуществление охранных услуг заключается в обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов охраняемого объекта. Внутриобъектовый режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности, а пропускной это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты на объекты охраны, в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств. По своей сути не произошло нападение на школу, не был нарушен периметр или вскрыто окно, трагедия явилась следствием драки, то есть инцидента произошедшего внутри объекта.
Утром, когда огромная масса детей торопится к первому уроку, невозможно произвести досмотр каждого ребенка как в аэропорту, это займет более 4 –х часов, металлодетекторы. К тому же рамки срабатывают на многие предметы, даже близко не напоминающие оружие.
Важную роль в процессе охраны учебного заведения должен занимать комплекс профилактических мер, таких, как проведение совместных учебных занятий по основам безопасности жизни учащихся, организация тренировочных мероприятий по отработке действий учащихся и технического и преподавательского состава школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций ("учебной тревоги").
В подходе к безопасности школ кроется системная ошибка. Это статья Федерального закона №44 о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сегодня система торгов по охранной услуге выстроена по аукционному принципу, в большинстве случаев через электронные торги. Не видя предприятия, не зная его возможностей, заказчики верят всему, что написано. Был случай, когда одно из охранных предприятий, чтобы получить высокий балл на торгах, указало такое количество бронежилетов, что на хранение потребовалось бы трехэтажное здание.
Из-за этого 44-го ФЗ цены падают настолько, что оказать качественную услугу невозможно. В 60% все решает цена, кто дешевле, тот и хорош.
Сейчас охранное сообщество старается, чтобы был принят новый закон, в том числе и новый стандарт из 10 пунктов. Как только они будут приняты, в стране будут минимизированы подобные риски. Тогда будет важна не только цена услуги, но и ее качество. Нужно внедрять новые технологии, должна быть совершенная система видеонаблюдения. Нужны другие требования к системам инженерного укрепления. Например, на входе должны стоять вертушки в полный рост, которые можно блокировать нажатием педали под столом. А сейчас стоят турникеты, которые в реальности преграждают путь только родителям учеников. Нужна система идентификации, но внедрять ее никто не дает, потому что закон защиты персональных данных не разрешает этих действий. В школу может зайти абсолютно любой ребенок и никто не вправе его остановить.. Но вот обыскивать охранник вообще не имеет права. Девушка-охранник в школе никак не смогла помешать резне: школьники были вынуждены бежать до ближайшего торгового центра (благо, он был недалеко), откуда охранник через «Тревожную кнопку» вызвал оперативно прибывший (2.5 минуты) наряд полиции. Несомненно, если бы полицейские задержались, то жертв было бы намного больше. Также несомненно, что если бы школу атаковали не двое подростков с ножами, а террористы с огнестрельным оружием, то у нас был бы новый Беслан, пишет «Спутник и Погром».
Источник «Интерфакса», знакомый с ситуацией, рассказал, что один из участников драки, придя в школу, наврал охраннику, что учится здесь. «Женщина-охранник его записала и пустила в школу. А второй мальчик — действующий ученик, и у него был пропуск в школу», — пояснил он. По словам охранников охранного предприятия, когда они прибыли в школу, на третьем этаже было сильное задымление. Как оказалось, в том классе, где произошла резня, нападавшие подожгли одежду и личные вещи школьников, облив их перед этим жидкостью для розжига.
Губернатор Пермского края среагировал на трагедию. Максим Решетников потребовал провести проверку систем безопасности образовательных учреждений.
«Необходимо ужесточить требования к охранным предприятиям, которые подают заявки на конкурсы на оказание соответствующих услуг в наших образовательных учреждениях. Должен быть единый высокий стандарт требований к тем фирмам, ЧОПам, которых мы допускаем в школы и детсады для обеспечения безопасности детей», -- заявил чиновник.
Нашёл выход! По его мнению, виновата плохая охрана. Дело не в охране школы. Проблема гораздо глубже, и её очень видно на примере сообществ ВКонтакте типа МДК и прочих.
Вся «борьба с террором», все разговоры про «безопасность школ» и «безопасность детей» обрушили двое подростков с ножиками (они выжили и оба в больнице). Главное, что теперь всех волнует: мотив. С чего шестнадцатилетним дылдам идти и резать четырехклассников? Эксперты по моральной панике в интертнете уже изучили страницы нападавших, обнаружили там подписки на сообщество про расстрел в американской школе «Колумбайн» (ставший в некотором роде культовым в среде «трудных» и «непонятных» подростков) и поспешили обвинить во всем проклятую американскую культуру. Несомненно, что расстрел в «Колумбайне» дал образец Биджакову и Буслидзе, но непосредственной причиной послужил вовсе не он. Дети употребляли наркотики. Нюхали, согласно видео «альфу-пвп», побочные действия которого могут быть серьёзными и опасными для жизни, зафиксированы были случаи летального исхода. Некоторые исследователи обнаружили такие психопатологические эффекты у употребивших, как психотическое поведение, бред и галлюцинации и самоповреждение, спутанность сознания, ангедония, анорексия, панические атаки. В трагедии 127 школы виноваты, во-первых, родители, не участвующие в жизни своих детей (которые тоже жертвы — потому что в 16 лет подросток еще подросток, ему, несмотря на весь бунт, нужны забота, помощь и внимание), а во-вторых, система охраны школы, когда в итоге полицию вызывал охранник из торгового центра, потому в школе отсутствовала «тревожная кнопка» из-за отсутствия финансирования.
Для того, чтобы поставить безопасность на высокий уровень, помимо технических средств, необходимо полностью пересмотреть подбор кадров в охранных структурах, а для этого учесть экономическую составляющую. Стоимость услуг одного охранника должна быть настолько высока, чтобы предприятие могло позволить себе платить ему не только высокую заработную плату, регулярно повышать его квалификацию, направляя на соответствующие курсы, тренировать его в специальных центрах, но и выбирать тем самым лучших из лучших. Необходимо разработать высокие и строгие Стандарты в рамках всей страны, единые и обязательные к исполнению. Пока работа охранника будет одной из самых мало оплачиваемых, таких трагедий в будущем избежать будет сложно.
Права охранников ограничивает и законодательство, рассказал «ФедералПресс» директор одной из екатеринбургских школ. «Школа абсолютно не защищена, любой человек до 18 лет может совершенно свободно зайти в школу и его никто не имеет права остановить. Охранники меняются каждый день, в лицо детей не знают, а предъявлять карты дети не обязаны, могут их просто потерять. Предъявлять фотографии детей родители тоже не обязаны, потому что закон о персональных данных им разрешает не предъявлять фотографии. Именно этот закон позволяет создавать такие ужасные ситуации. Родитель при зачислении в школе не обязан предъявлять фотографию, он может привести любого ребенка и сказать: это мой сын. Администрация школы ничего не может сделать, нет законных оснований отказать родителю в том, что это не его ребенок. Ни остановить ребенка, ни обыскать его в школе нельзя. Таких законов нет. Любая попытка обыскать администрацией школы приведет к приводу в прокуратуру немедленно, это штраф и так далее. Обыскать могут только силовики, а они прибудут на место (группа быстрого реагирования) в лучшем случае через 2-3 минуты», – сетует директор, пожелавший сохранить анонимность. Специалисты считают, что инциденты, подобные пермскому, зачастую происходят из-за низкой квалификации педагогов и психологов. «Наверное, до того, как схватиться за ножи, что-то было у пацанов. Можно сказать, что была недоработка со стороны учителей. Основная причина перехода конфликтов из локальных вариантов в большие и серьезные – это неумение педагога, который работает в контактной зоне, распознать зародыш конфликта и предпринять меры. Не обязательно он должен что-то делать сам: вот здесь должны подключиться психолог и администрация. Сегодня нет алгоритма работы с конфликтом в школе.
Министерству образования в первую очередь необходимо обратить внимание на подбор квалифицированных кадров, в сфере государственного бюджетного учреждения, то есть создать более весомую мотивацию, чтобы стремление наших педагогов было не только в обучении, но и в воспитании детей. Иначе получается, что воспитание наших детей, переросло в какую-то не понятную идеологию, в которой нет ни к кому дела
Не надо искать виноватых, как у нас всегда это происходит, по сути виноваты все. Только комплексный подход, начиная в первую очередь с изменения менталитета всех и каждого, учителей, культуры семьи и общества, включающий взаимодействие работы охраны и психологической службы в школах, повышение уровня квалификации кадров и как следствие их подготовки, позволит уменьшить риск возникновения подобной трагедии в будущем.
Директор Селиванов Евгений Николаевич