Охрана образовательных организаций — самый сложный, на сегодняшний день, вид охраны. Пост в образовательной организацией требует от охранника умение распознавания признаков всевозможных террористических, криминальных и поведенческих угроз, своевременного выявления их носителей и дополнительных мер к эффективной профилактической нейтрализации.
Учебно-информационным ресурсом № 3 подбираются материалы о событиях, которые вошли в историю как неординарные или что-то поменявшие в традициях и порядках обеспечения безопасности образовательных организаций. Таким событием, положившим начало изменения отношения государства и общества к оказанию услуг охраны образовательным организациям, стало происшествие в пермской школе № 127 15 января 2018 года. О нападении несовершеннолетних — бывшего ученика школы Льва Бидасова и десятиклассника Александра Буслидзе на четвероклассников, и последующих судах над охранницей Яной Галкиной, размещены в Сети уже 47 обширных материалов представителей СМИ. Репортажи из зала суда, всесторонние обсуждения действий всех вовлеченных в процесс участников, а не какие-нибудь три строки текущих информационных сообщений.
Какое-то время образовательное и охранное пермское сообщество не могли правильно оценить, а что же произошло?
Тема нашего «исторического интереса» не в деталях стереотипных действий подростков, устроивших ножевой теракт по отношению ни в чем неповинных детей младших классов и их учительницы, а в долговременных попытках следствия и судов правильно определить действия (бездействие) охранника школы. Результаты первого рассмотрения уголовного дела по обвинению охранника школы № 127 города Перми Яны Галкиной.
В Перми суд вынес приговор охраннице школы, где произошла поножовщина
Мотовилихинский районный суд Перми приговорил к двум годам ограничения свободы сотрудницу ЧОП Яну Галкину, дежурившую в пермской школе в день нападения на нее двух подростков, сообщает корреспондент РИА Новости из зала суда. В январе прошлого года в пермской школе №127 произошла поножовщина, в которой пострадали 10 человек, среди них — четвероклассники и учительница. Нападение организовали двое подростков - бывший ученик школы и действующий ученик 10 класса. Они получили соответственно 9 лет 8 месяцев лишения свободы и 7 лет колонии, в том числе принудительные меры медицинского характера. В ходе судебного процесса Галкина сообщила, что осужденный ученик 10 класса прошел в здание по своей школьной карте, а второй подросток записался в журнал посещений. Такой порядок, по мнению гособвинителя, противоречил действующему пропускному режиму. Кроме того, охранница не проверила сумки у подростков, в которых они прятали ножи, горючую жидкость и бутылку водки.
Как посчитало следствие, несоблюдение порядка пропускного режима привело к тому, что несовершеннолетние беспрепятственно прошли на третий этаж, приняли алкоголь в туалете, а после напали с ножами на детей и их учительницу в кабинете 308. В отношении сотрудницы ООО «Аякс-Безопасность» Галкиной правоохранительными органами было возбуждено уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 238 УК РФ («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»). Сама Галкина свою вину в суде не признала, пояснив, что она пропустила подростков в школу без сопровождения дежурного администратора по устному распоряжению руководства образовательного учреждения.
В ходе рассмотрения уголовного дела суд пришел к выводу, что преступление не соответствует предложенной обвинением квалификации, в связи с чем суд вынес решение в соответствии с частью 2 статьи 118 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»).
«Суд приговорил: признать Галкину Яну Михайловну виновной ... и назначить ей наказание в виде ограничения свободы сроком на два года с установлением ограничений не выезжать за пределы Пермского района, не изменять место жительства и пребывания без согласия специализированного органа, осуществляющего надзор», — озвучил приговор судья Олег Спиридонов.
По словам Спиридонова, в действиях Галкиной присутствует лишь преступная небрежность. «Невыполнение своих обязанностей Галкиной было вызвано заблуждением, связанным с объективными причинами», — заключил Спиридонов.
Окончательное вынесение решения повторным судебным заседанием Мотовилихинского районного суда по статье 238 УК РФ от 31.07.2020 года стало образцом для дальнейших правовых решений правоприменительной практикой сходных ситуаций по действиям (бездействию) охранников, мимо которых, без должной проверки, в нарушении пропускного режима, свободно вошли в образовательную организацию злоумышленники.
В чем виновата Яна Галкина, опытная охранница школы, где к тому же ей помогал сторож — отпустил пить чай. Галкина не знала, что существует множество молодых людей, подростков, причисляющих себя к деструктивным террористическим сообществам — движению «Колумбайн», объединенных стремлением к подражанию «прославившихся» совершением событий, имевших место 25 лет назад (2 февраля 2022 года Верховный суд Российской Федерации признал движение «Колумбайн» террористическим, с привлечением к ответственности сопричастных к нему лиц). Галкина не знала, что «колумбайнеры» приходят на акцию в «день-х» не к первому уроку, что одевают на себя ритуальные «длинные черные одежды»: не убедилась, что один из этих подростков, не имевший информационной карты, — обучается в этой школе, ничего для этого не сделала. В Москве, охранники, состоящие в штате частных охранных организаций членов СРО Ассоциация «Школа без опасности», прошедшие переподготовку по специальной программе охранников стационарных постов образовательных организаций, проверяют в обязательном порядке, с применением технических средств охраны всех тех, кто пришел «не к первому уроку» и (тем более!) не имеющих ИСПП (информационной карты «Проход и питание»).
Галкина ничего этого не знала, поэтому подростки пронесли с собой мясные ножи и бутылку водки, которую распили в туалете, и «нечто», чем подожгли жалюзи на окнах (из показаний сторожа). Вместе с Галкиной условно виновата система, которая разрешает, при функционировании единственного в отрасли профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», охраннику стационарного поста, не проходившему обучения по программе, соответствующей требованиям профессионального стандарта, заступить на пост в образовательных организациях. Профессиональный стандарт – документ добровольного применения! Система не обеспечила постоянное нахождение на посту, рядом с «одинарным» охранником, дежурного администратора, разделяющего ответственность с охранником. Обязанности «в части касающейся» и в «части, касающейся ответственности» за обеспечение безопасности с охранником - дежурного администратора «рядом» не оказалось. И прецедент был создан в отношении охранника. Обязанности и действия дежурного администратора не оказались в сфере правовой оценки обеспечения безопасности «в целом».
Уголовное дело по обвинению Яны Галкиной.
С 15.01.2018 – следствие и суды шли два года и девять месяцев.
К тому же: никаких указующих документов, выше инструкции школы для дежурного администратора мы не обнаружили ни в одном регионе.
Ни «дело Галкиной», ни последующие за ним уголовные дела, возбуждавшиеся по аналогичным ситуациями против частных охранников, генеральных директоров частных охранных организаций, ничего не изменили. На постах стоят не обучавшиеся охране образовательных организаций «Охранники 4 разряда». Пока что везде, кроме Москвы.
Верховный суд признал террористическим движением и запретил в России «Колумбайн»
Деятельность организации координируется через группы в соцсетях, которые осуществляют психологическую обработку по снятию у подростков морального запрета на убийства, заявили в прокуратуре
Верховный суд удовлетворил иск Генпрокуратуры о признании террористическим и запрете на территории России движения «Колумбайн», сообщили РБК в пресс-службе суда. Дело слушалось в закрытом режиме из-за гостайны в его материалах.
Прокуратура после решения Верховного суда сообщила, что «названная террористическая организация основана на идеологии насилия и преследует цели массовой гибели людей, устрашения населения и дестабилизации обстановки в стране путем реализации масштабных насильственных акций». Деятельность этой организации координируется через интернет, «в социальных сетях создаются тематические группы так называемого скулшутинга, осуществляется психологическая обработка по снятию у молодежи и подростков морального запрета на применение насилия и совершение убийств».
За участие в деятельности организации, признанной террористической в России, предусмотрена уголовная ответственность вплоть до пожизненного заключения.
«Колумбайн» — название школы в американском штате Колорадо, в которой в апреле 1999 года два ученика устроили массовое убийство, после чего покончили с собой. Жертвами атаки стали 15 человек, включая нападавших. Этот расстрел стал одним из наиболее известных примеров подобных преступлений. Учеников, которые совершали нападения на свои школы, зачастую стали называть «последователями «Колумбайна» или «колумбайнерами». Генпрокуратура считает это явление молодежным движением. Никакой открытой информации о структуре этого движения, его руководстве и организации нет, как и данных о существовании каких-либо организованных структур с названием «Колумбайн». В январе член Совета по правам человека Александр Верховский в разговоре с РБК называл ситуацию «необычной», поскольку «Колумбайн» не организация. «С другой стороны, у нас уже «движение АУЕ» признано экстремистской организацией», — сказал он.
Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими
(на 07 ноября 2024 г.)
Извлечение:
37 |
Международное молодежное движение «Колумбайн» (другое используемое наименование «Скулшутинг») |
Верховный Суд Российской Федерации, от 02.02.2022 № АКПИ21-1059С, вступило в силу 11.03.2022
|
Исследования СРО Ассоциация «Школа без опасности» по предложенной тематике продолжаются.