Руководство любой школы Ульяновска считает, что образовательному учреждению необходима охрана, но большинство организовывает охрану собственными силами — школа нанимает непрофессионального охранника или возлагает обязанности на дворника либо техничку.
И, к сожалению, такую охрану можно приравнять к нулю, так как такие охранники не обладают ни знаниями, ни практикой в данной структуре и скорее всего при возникновении сложной ситуации, не смогут скоординировать свои действия и справиться с ней.
И чтобы начать свою статью, хочу поделиться с вами такой информацией:
В ходе проверки прокуратурой Ленинского района исполнения органами местного самоуправления требований законодательства об образовании были выявлены многочисленные нарушения безопасности учащихся нескольких школ.
Согласно закону, образовательное учреждение несет полную ответственность за жизнь и здоровье ребенка пока тот находится на его территории.
Было установлено, что ни в одной из школ Ленинского района нет квалифицированной охраны, четыре учреждения не оборудованы тревожной сигнализацией, а в пяти школах отсутствует система видеонаблюдения. Подобные нарушения расцениваются как создание угрозы жизни и здоровью несовершеннолетних.
В этой связи прокурор Ленинского района Ульяновска потребовал от главы администрации областного центра в представлении незамедлительно устранить выявленные нарушения, не допуская аналогичного впредь, и привлечь к строгой ответственности всех виновных должностных лиц.
Для того, чтобы этого избежать, руководству школы необходимо нанять профессионального охранника, который сможет обеспечить надежную охрану учеников и работников школы. А такое могут гарантировать только профессиональные работники, обладающие специальной подготовкой.
Главной задачей физической охраны школы является обеспечения безопасности в школе, сохранности имущества, контроль пропуска посетителей, организация мер безопасности при проведении массовых школьных мероприятий. Так же физическая охрана школы будет поддерживать круглосуточную работоспособность охранной и пожарной сигнализации.
Итак, что у нас получается? А получается следующее: охрана здоровья и безопасность учащихся – одна из главных школьных задач.
Вот пример должностной инструкции охранника одной из школ РФ:
1. Охранник обязан перед наступлением на дежурство проверить все выходы в здание объекта. Убедиться, что все они заперты и их невозможно открыть снаружи, осмотреть прилегающую территорию.
2. Находиться неотлучно на своем посту с 7.00 до 19.00 часов. 3. Покидать свой пост в случае необходимости только при условии подмены его на время отсутствия вторым охранником или представлением администрации школы.
4. Запуск в здание объекта работников объекта и родителей с детьми производить только по специальности пропускам (паспортам) в соответствии с образцом.
5. Запуск посторонних лиц строго запрещен. Все лица, не имеющие пропуск, являются посторонними.
6. Вход родителей в школу для беседы с учителем осуществляется по предъявлению пропуска (паспорта) охраннику и сопровождается дежурным учителем с соответствующей записью в книге регистрации или учитель приглашается на вахту для встречи с посетителем.
7. Данные всех посетителей заносятся в специальный журнал.
8. При обнаружении на территории объекта и прилегающей к нему территории бесхозных предметов (сумок, сверток, ящиков и.т.д.), вызывающих подозрение, немедленно сообщить об этом руководству объекта, руководству Охраны, вызывать полицию, принять меры к недопущению к обнаруженному предмету людей.
9. Во время дежурства охраннику запрещается отвлекаться на построение разговоры.
10. По окончании дежурства обо всех выявленных недостатков докладывать руководству объекта и делать запись об этом в постовой ведомости.
11. При чрезвычайных происшествиях (пожар, стихийное бедствие и т.д.) действовать по соответствующим инструкциям и планам, находящимся на объекте, предварительно их изучив".
Юридический аспект
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Финансирование деятельности муниципальной школы осуществляется за счет средств местного бюджета с учетом выделяемых из бюджета субъекта РФ субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Дополнительные к региональным нормативы могут быть установлены органом местного самоуправления.
Это означает, что охранное предприятие, с которым школа (от лица директора) заключает договор, не входит в часть расходов, финансируемую из бюджета Ульяновской области. Получается, что охрана нужна, а средств на оплату нет. Как же выйти из сложившейся ситуации?
Как следует из пункта 3 статьи 101 Закона РФ «Об образовании», организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Вышесказанное означает, что школы должны и обязаны обеспечить безопасные условия обучения в школе, исходя из имеющегося бюджета - путем найма на работу охранников или иных сотрудников, отвечающих за безопасность. Школа вправе заключить договор гражданско-правового характера с охранной организацией в пределах имеющихся дополнительных средств, привлеченных за счет предоставления дополнительных услуг или получения добровольных пожертвований.
Финансовый аспект
Если у школы нет средств на охрану, родители вправе по своей инициативе, на добровольной основе заключить договор с охранной организацией.
Платить или не платить - дело добровольное
Подведу итоги статьи: Оплата охраны возможна только на добровольной основе, принудить оплачивать никто не может. Однако, с этической точки зрения, односторонний отказ от уплаты данного взноса выглядит неправильно. У других родителей может возникнуть естественный вопрос: почему все платят за охрану, а данный конкретный родитель отказывается платить? Оплата за охрану должна осуществляться только через банк по квитанции, а не наличными деньгами администрации школы. Льготы для многодетных, малообеспеченных категорий по оплате охраны могут устанавливаться директором школы по согласованию родительского комитета. Для этого родителю необходимо обратиться к директору с просьбой об освобождении от уплаты данного взноса по причине многодетности, малообеспеченности и т.п.
Злата Горькая