На экскурсии в одной из московских мечетей учительница настояла, чтобы православные дети совершили намаз.
12 ноября некий Анвар Омаров написал на своей странице в Facebook о том, что его сын Давуд ездил с классом на экскурсию в одну московскую мечеть. Было время обеденного намаза, и он начал совершать намаз. Его одноклассники, все русские, выстроились за ним и, по мягкому настоянию учительницы, начали повторять все его движения. Педагог сняла эту картину на видео. Об этом сообщает сайт http://3rm.info/. Там же можно ознакомиться с видеороликом, выложенным еще и в сети YouTube. Только четверо из 16–17 детей не стали этого делать, и, надо заметить, без всяких негативных последствий для себя. Остальные же ученики восприняли происходящее как нечто само собой разумеющееся.
В конце видео, когда дети собрались после импровизированной для большинства молитвы, слышно, как толерантная учительница назидательно спрашивает детей: «Вы хоть молились? Бога просили о чем-нибудь? Каждый раз, когда поклонялись?.. Молодец». Во время записи учительница, тихо беседуя с кем-то из сопровождавших ее людей, комментирует: «А Сашка-то молодец!».
Непонятным осталось, был ли это выездной урок Основ религиозных культур и светской этики или просто познавательная экскурсия. Но ясно одно: учительница или организаторы экскурсии грубо нарушили закон. Даже если дети ездили туда с письменного разрешения родителей. Нарушение произошло, поскольку дети, и это видно на пленке, не отдавая себе отчета — делайте как он, говорила учительница, — совершили ритуальное молитвенное действие. Им никто не объяснил перед этим, что же именно они будут делать.
Создавалось впечатление, дети просто подумали, что здесь «так положено», и совершили намаз исключительно из-за собственной воспитанности, восприняв происходящее как элемент культуры мусульманской общины. Это, кстати, одно из основных противоречий всего школьного курса, о чем говорили и православные, и мусульманские богословы еще лет десять назад. Потому как многие религиозные догматические доктрины настолько вошли в дух и плоть того или иного народа, что стали неотличимы от культурных норм.
Что же касается школы, то будь это урок или просто экскурсия, требования к учителям одни и те же: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Здесь же мы видим прямое вовлечение ничего не ведающих детей, происходящее явно без санкции их родителей, в обучение началам религиозного культа. Если учесть, что, по данным Министерства образования России по городу Москве, Основы исламской культуры выбрали только 1,02% учащихся и их родителей, а Основы православной культуры предпочли все же 23,43% детей и их наставников, а также всмотреться в лица деток, то можно сделать определенный вывод: в ислам пытались вовлечь и православных детей тоже. Но, как бы то ни было, был нарушен закон: учительница вовлекла школьников в ритуальное действо.
Заметим, она не имела права делать это и в отношении ребят мусульманского вероисповедания, потому как посещение было школьное, а значит, светское. И если кто-то из детей изъявил желание совершить пришедшийся на этот час намаз, то учительница должна была оставить желающих сделать это в мечети, поручив их ее имаму как взрослому человеку и руководителю общины, а остальных вывести на улицу и подождать там. А вообще-то стоило перед экскурсией ли, уроком ли узнать, будут или нет в мечети религиозные мероприятия. Сейчас придумали одну такую полезную вещь — называется телефон. С его помощью многое можно узнать и предотвратить массу нежелательных событий.
А нежелательные события вполне могут произойти от такой, мягко говоря, педагогической небрежности. Вообще-то православному христианину категорически запрещено молиться не только с мусульманами, но даже с представителями других христианских конфессий: католиками, протестантами, баптистами. Поэтому некоторых детей и их родителей такая учительница поставила перед тяжелым испытанием. Ребенок не стал противоречить авторитету учителя да и сам не знал вполне, что молится. Однако, узнав после намаза, что это была молитва, и рассказав об этом родителям, вынудил всю семью к исповеди и наказаниям со стороны их духовника. Кстати, священников, совершивших совместную молитву с представителями иных конфессий, вообще извергают из сана.
Да будь даже ребенок атеистом — как можно ставить его совесть в такое двусмысленное положение? От этого может произойти скандал, а межконфессиональный скандал — не шутка. И добавим, что одной из основных задач уроков Основ религиозных культур и светской этики является развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Способствовало ли данное «мероприятие» в мечети этим школьным целям? Думается, что нисколько. Хотя бы потому, что молиться в мечети могут только мусульмане, и наличие на намазе крещеных детишек — это такое же святотатство и по исламским меркам. Так что неприятности могли быть большими — а вот пользы никакой.
Россия имеет огромный и, вероятно, самый удачный опыт сосуществования христианской и мусульманской религиозных цивилизаций. И строился веками этот трудный опыт на принципе русской народной поговорки: «В чужой монастырь со своим уставом не лезь». Хотелось какому-то татарскому ребенку посмотреть церковь — он мог ее посмотреть, но взрослые православные потом, перед службой, из церкви молча его выводили. Так же было и в мечетях. Кампании по крещению народов, равно и по исламизации, проходили на территории Руси порой успешно, порой нет. Но в конце концов от них отказались. В современном мире действует неписаное правило: переход из ислама в христианство и наоборот осуществляется индивидуально, людьми уже зрелыми. Однако школа в нашей стране просто не имеет ни законного, ни морального права этому способствовать.
Возможно, это случилось от так широко распространенных принципов: «человек должен попробовать все», «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» и «а что тут такого? подумаешь!». Все эти разновидности всепобеждающего и передового учения толерантности никоим образом не сопрягаются с традициями наших народов и просто правилами приличия.
А в школе пускай ребенку расскажут о культурных, ценностных, а не догматических и тем более ритуально-молитвенных практиках той или иной религии. Дабы он ненароком никого не обидел и просто знал, как себя вести в той или иной конфессиональной и национальной среде. Уроки Основ религиозных культур и светской этики, несомненно, тоже влияют на мировоззрение учеников, но их проводят светские учителя, не требуя от детей следования постулатам религий. И уже повзрослевший подросток сам сможет сделать свой духовный выбор, если он его еще не сделал в семье, роль которой в воспитании религиозности должна быть определяющей — живем мы в светском государстве или нет. Но только пусть этот выбор произойдет не в школе — с этим тоже согласятся все верующие.
И самое главное: воспитание толерантности в религиозных вопросах — это смерть души. Там христианин намаз совершит, тут мусульманин покрестится. Это красиво и благостно смотрится только в голливудском кино. Для человеческой души такая безответственная неприкаянность губительна. Об этом вам скажут и священник, и мулла, и ксендз, и буддийский монах. Это не то, что планировали создатели Основ религиозных культур и светской этики.
В синодальном определении «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» в заключении главы о взаимоотношениях с представителями других религий подчеркнуто: «В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, проявлениями террористического экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение возможности примирения между людьми различных национальностей, возрастов и социальных групп должны стать одним из ключевых содержаний православной миссии. Миссия примирения должна помогать людям осознать возможность и необходимость созидания мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия в соответствии с апостольским призывом: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14)».
Как всему упомянутому способствовал проведенный в московской мечети намаз? И вообще для чего нужно было привлекать к этому православных детей? Пусть ответы на эти вопросы останутся на совести учителей, а нам всем это событие станет уроком.
«Русская планета», http://rusplt.ru/society/strannyiy-urok-veroterpimosti-19786.html