ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"

Зачем в школах нужен КПП, как преподавать ОБЖ и почему в случае ЧС директор должен уметь прятаться под стол — об этих и других вопросах безопасности школьников в эфире «Радиошколы» рассказал доцент ИЕСТ ГАОУ ВО МГПУ, руководитель магистерской программы «Обеспечение безопасности образовательной организации» и клуба «Безопасная школа», к.х.н. Олег Зверев.

 

«Школы живут по принципу «пока гром не грянет»

 

В школах есть документ «Антикризисная команда», который регулирует работу школы в случаях ЧС. В нем должны быть прописаны алгоритмы вывода школьников из здания в случаях, когда необходима эвакуация. Тут есть несколько важных пунктов:

Эвакуационные выходы. Дети и работники школы должны знать, где они находятся. Этих выходов должно быть не 1–2, а минимум 8–10.

Все они должны открываться изнутри, и каждый в школе должен уметь найти правильный выход. На тренингах я всегда повторяю: не нужно бежать в знакомый выход — нужно бежать в ближайший.

Разделение потоков. Группы людей обязательно нужно делить на количество эвакуационных выходов, чтобы не было давки и путь был максимально коротким. Чем быстрее вы выйдете из здания, тем быстрее вы спасетесь.

Места сбора. Преподаватели должны знать, где они находятся и как отвести туда детей.

Педагоги и администрация должны не просто ознакомиться с документом, но и уметь ему следовать. Для этого в школах проводят тренировки. Важно, что такие тренинги не должны быть просто формальностью. После событий 2023 года в Брянске в интервью «Мелу» я говорил: если проводится тренинг по баррикадированию во время вооруженного нападения, то прятаться под стол должны учиться все, начиная с директора.

Никто не должен делать вид, что мы играем в игру. Если от администрации есть посыл: «Это формальность, сейчас мы отсидим тут и разойдемся», а учителя подхватывают: «Извините, у меня работа, проверка, отчет горит, мне некогда с вами сидеть» — никакого эффекта не будет. Когда же от администрации будет посыл, что безопасность — это приоритет, они сами придут на тренинги, сами в них поучаствуют, потратят на них время и ресурсы — тогда будет результат.

К сожалению, у нас очень часто избирают формальную сторону, живут по принципу «пока гром не грянет». И это происходит не только в школах. Но, как говорил Уинстон Черчилль: «За безопасность надо платить, а за ее отсутствие — расплачиваться».

 

«В некоторых школах нет даже охранника»

 

Тренинги должны быть регулярными, как минимум раз в полгода — в начале обучения и один раз в течение. В идеале их следует проводить раз в четверть. Для этого есть несколько причин: во-первых, знания и навыки попросту забываются, а во-вторых, в школе постоянно появляются новые преподаватели и ученики, которые тоже должны быть знакомы с алгоритмами.

Кроме эвакуаций в случае пожара или нападения необходимо проводить тренинги по оказанию первой помощи. Это не только важный жизненный навык — напомню, что с 1 сентября 2022 года первую помощь должны уметь оказывать все работники образовательных организаций. То есть такие тренинги — не просто повышение квалификации, а следование законодательству.

Если в столичных школах обычно есть специалисты по комплексной безопасности, которые отвечают за проведение тренингов и остальные мероприятия, то в регионах мы видим, как обязанности распределяются между всем коллективом. Получается, что один учитель отвечает за пожарную безопасность, второй — за другие функции, а централизованно никто ответственность не несет. И это еще неплохой вариант.

Где-то вообще ответственных людей нет, а где-то может не быть даже охранников

Мы давно стоим на позиции: необходимо на федеральном уровне ввести должность заместителя по безопасности. У этого человека в управлении должен быть некоторый штат сотрудников, которые будут иметь специализированное образование. Эти же люди могут заниматься профилактикой негативных проявлений, таких как буллинг.

Во многих случаях вооруженных нападений (а их, на секундочку, за последние 10 лет было около 25, что очень много) в школе вообще не оказывалось человека, который за это отвечает. Несмотря на это, на федеральном уровне предлагаемые изменения пока не принимаются. Хотя, мне кажется, регионам стоит приобщаться к опыту столичных школ.

 

Подробности беседы с Олегом Зверевым можно найти на сайте проекта «Мел».