Разбираемся с участниками торгов, почему цены на услуги по контракту занижают и на что это влияет.
По закону государственные структуры и различные учреждения могут заключать договоры на предоставление товаров и услуг только по определенным процедурам, прописанным в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Все контракты размещаются на официальном сайте закупок, заявки подаются на электронных площадках. Это дает немало плюсов: например, участвовать может любой, кто отвечает условиям определенных торгов. Но есть и минусы: в сферах с высокой конкуренцией начинается продавливание цены, что нередко приводит к снижению качества услуг. Мы обсудили эту серьезную проблему со специалистами.
В начале апреля в пермской школе № 107 из-за плохого самочувствия на уроки не пришли 137 учеников. Что стало причиной — отравление или ротавирусная инфекция, пока неясно. Но с ИП, которая отвечала здесь за питание, сразу решили расторгнуть контракт. Почему в первую очередь заподозрили именно столовую, понятно: дети (и их родители) многих школ и детсадов Прикамья высказывают претензии к качеству питания. Одной из причин специалисты называют систему закупок, при которой организации по закону должны выбирать поставщика, дающего наиболее низкую цену.
Открываем первую страницу портала закупок — и сразу свежий пример снижения цены по сравнению с максимальной начальной: организацию питания до конца 2021 года в пермском детском саду № 417 первоначально оценили в 53,5 миллиона рублей, конечная сумма контракта с ООО «Ника» составила 51,5 миллиона. Справедливости ради отметим, что компания, предложившая наименьшую цену — 48 миллионов, победителем конкурса не стала. Но и ИП, давший цену, близкую к начальной, тоже не выиграл. Подобное снижение цен может говорить о том, что у победителя имеются поставщики, которые согласны привозить продукты по более низкой цене. Но нередко бывает, что экономия достигается за счет качества.
Единого центра и связующего звена, которое объединяло бы всех организаторов питания в крае, нет. ИП работают с отдельными школами и детсадами. В результате качество обедов для детей в разных учреждениях может серьезно отличаться.
— Неоднократно заходила речь о том, что нужно возродить комбинаты питания, которые работают на множество школ или детсадов одновременно, — говорит Анна Куликова. — Пермь пока на это не идет, хотя комбинаты контролировать проще. Кроме того, они ведут закупки большими партиями. Значит с ними могли бы работать местные производители, снижать цены за опт. А сейчас каждый садик и школа закупаются отдельно.
Охранные предприятия
Проблемы из-за занижения цен во время заключения контрактов по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ возникают не только в сфере детского питания. Сегодня из-за демпинга серьезно провис рынок охранных услуг. Разница между начальной и конечной ценой контракта порой превышает 50%.
— Мы видим страшное занижение цен на охранные услуги, — прокомментировал 59.RU замдиректора охранного предприятия «Альфа» Дмитрий Оборин. — Предприятие, которое добросовестно выполняет свои обязанности, за такие деньги работать не может. Потому что кроме доходов и прибыли есть еще и затраты. Предоставлять охранные услуги по контракту за деньги, которые выставляют победители госконтрактов, можно только с сильным занижением качества. Например, есть профессиональные охранники, в обучение которых вложены деньги и которые знают, как поступать в экстремальной ситуации. Они сдают квалификационные экзамены и проходят медкомиссию, в которую включена психиатрическая и наркологическая экспертизы. Вместо такого специалиста можно посадить бабушку-вахтера. Насколько она отвечает требованиям охраны?
Минимальная допустимая цена охранных услуг в Прикамье определена, ее выработало отраслевое объединение. Агентства при расчетах оперируют именно этими цифрами.
— МРОТ и необходимые налоги дают вместе минимальную стоимость услуг охранника — от 128 до 134 рублей в час, — рассказывает 59.RU гендиректор охранного агентства «Цербер» Андрей Козеев. — А выигрывают организации, предлагающие услуги по 50 — 70 рублей в час. Как можно платить охраннику существенно ниже, чем положено по закону?
Примеров существенного снижения цены на портале закупок очень много. Как правило, они касаются больниц и учреждений образования. Но не только: например, услуги частной охраны для управления ПФР в Индустриальном районе с мая по декабрь поначалу оценили в 258 тысяч рублей, но конечная цена составила 111 тысяч — то есть в 2,5 раза ниже.
— По моей глубокой убежденности, 44-ФЗ в отрасли безопасности — это самоубийство для физических лиц и организаций, — комментирует Андрей Козеев. — Безопасность нельзя оценивать по принципу «кто дешевле».
Пожарный мониторинг
Еще одна область, в которой цены просаживаются из-за демпинга, — установка и обслуживание в организациях пожарных систем. Чем это чревато, в разговоре с 59.RU объяснил гендиректор Центра пожарного мониторинга Алексей Павлов.
— Если в расчет принимается только цена, то нередки случаи, когда все работы выполняются формально и по сути сводятся к подписанию актов, — рассказывает Павлов. — А должно быть круглосуточное обслуживание всех элементов системы, чтобы в нужный момент сигнал гарантированно поступил на пульт службы 01. Так, к примеру, в конце марта мы провели анализ объектов, подключенных на пожарный мониторинг в Карагайском районе, которые обслуживают разные компании. У трети из них нет связи между объектовым и пультовым оборудованием. Если начнется пожар, сигнал в «01» просто не пройдет. У наших коллег из «Службы мониторинга — Пермь» была ситуация в Березниках, когда установили 120 станций, но их не обслуживали, как положено по документации завода-изготовителя. Когда возникли проблемы, городская администрация заявила, что это вина монтажной организации. Но суд установил, что проблемы — из-за отсутствия постоянного квалифицированного обслуживания.
В прошлом году пермская Торгово-промышленная палата провела экспертизу, в результате которой определили матрицу начальных максимальных цен для различных типов объектов защиты. Согласно расчетам, средняя стоимость услуг технического обслуживания систем пожарного мониторинга составляет 3467 рублей с объекта в месяц.
— Это экономически обоснованная стоимость обслуживания объектовой станции и других элементов системы, — отметил Алексей Павлов. — При этом по некоторым тендерам мы видим серьезное падение стоимости контрактов. В числе проблемных районов — Чернушинский, Карагайский, Еловский. Как можно покупать оборудование, обслуживать его и платить людям зарплату с такой ценой? Мотив администраций, которые заключают такие контракты, понятен: они хотят сэкономить. Но это мнимая экономия — до первого пожара.
Начальная цена технического мониторинга и эксплуатационно-технического обслуживания 21 строения медицинской академии на протяжении года составляла 378 тысяч рублей. Победитель — «Корона-секьюрити сервис» — предложил вдвое меньшую сумму контракта: 183 тысячи. Техобслуживание системы пожарного мониторинга в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в течение года сначала оценивали в 232 тысячи рублей, но конечная сумма контракта составила всего 40% от предполагаемой — 95 тысяч. Самый вопиющий пример — техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации в ГКБ № 1. Начальная цена за 11 месяцев работы — 385 тысяч рублей, конечная, которую дал ИП Абашев, — чуть меньше 52 тысяч, что не дотягивает даже до пятой части.
Как борются с чрезмерно заниженной ценой
Что делать, если норм, прописанных в законе № 44-ФЗ, недостаточно для отсеивания недобросовестных поставщиков услуг? В одиночку победить систему практически невозможно, а вот у отраслевого объединения шансов гораздо больше.
— Чтобы вылечить нашу отрасль от демпинга, мы стали объединяться, — говорит Андрей Козеев. — Появился КЦ РОСС — Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур. Он всероссийский, а в Прикамье открыли региональное отделение.
Отрасль охранных услуг в этом смысле — флагман, с которого можно брать пример. Но и представители других отраслей объединяются в ассоциации. Их, в свою очередь, собирает вместе МАРК — межотраслевая организация развития конкуренции. Ошибки нет: участники выступают за развитие конкуренции, но только здоровой, идущей на пользу рынку. И против демпинга, который вредит и поставщикам, и потребителям услуг.
— Организации МАРК также входят в рабочую группу в совете по предпринимательству при губернаторе вместе с УФАС, налоговой и другими учреждениями, — рассказал 59.RU руководитель МАРК Алексей Заболотных. — Главная цель этой площадки — разработать методики развития добросовестной конкуренции. Кроме того, мы подписали меморандум о создании общественной межотраслевой рабочей группы, или ОМРГ, которая будет целенаправленно бороться с недобросовестной конкуренцией. Наша задача не карать кого-то, а создать систему, при которой невыгодно ронять цену ниже плинтуса. Чтобы потребитель рублем голосовал за высокое качество, а не за неоправданно низкие цены.
Пожалуй, главное достижение МАРК в этом направлении на сегодня — совместно с входящими в нее организациями она разрабатывает отраслевые стандарты качества. То есть свод критериев, ориентируясь на которые, даже не специалист сможет выбрать подрядчика-профессионала и избежать недобросовестных фирм.
Что входит в стандарты?
Во-первых, законодательные акты, которыми должна руководствоваться любая компания отрасли. Потребителю этот список пригодится, если качество услуг его не устроит и нужно будет обратиться в суд: сразу понятно, какие документы понадобятся.
Во-вторых, критерии допуска к рынку. У потенциального исполнителя нет определенного сертификата или лицензии? Значит не стоит и рассматривать его предложение.
В-третьих, квалификационные требования к подрядчику и ресурсам, которыми он должен обладать.
— Если ресторан указывает в меню курицу на гриле, а самого гриля в нем нет, то приготовить ожидаемое блюдо вам не смогут, — пояснил на примере Алексей Заболотных. — Так и в других сферах. Собираетесь заключить контракт с охранным предприятием — требуйте справку, что за последние пять лет у него не было нарушений закона в вопросе хранения и применения оружия.
В-четвертых, в стандартах прописано, как проконтролировать выполнение контракта: все ли работы проводятся, надлежащим ли образом.
— В сфере пожарного мониторинга разработана уже вторая, уточненная, версия отраслевого стандарта качества, — прокомментировал Алексей Павлов. — Работу проделали эксперты из шести регионов страны. Кроме того, Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края утвердило типовую документацию на услуги технического мониторинга и обслуживания. Туда вошли не все пункты стандартов качества, но тот факт, что подобная документация появилась, — уже серьезный шаг вперед.
В ближайшее время отраслевые стандарты планируют разместить на сайте МАРК: его разделы пока заполняются. Но по запросу их готовы выслать: можно позвонить или отправить электронное письмо по указанным на сайте контактам или оставить сообщение в соцсетях.
В данном случае важно, что стандарты не спускаются сверху. Их разрабатывают специалисты, которые знают все нюансы и подводные камни. Правда, похвастаться таким сводом норм могут далеко не все отрасли.
— Сейчас мы продвигаем новое предложение — чтобы эксперты ОМРГ участвовали в обсуждениях по своей отрасли еще на уровне закладывания определенных сумм в бюджеты, — говорит Алексей Заболотных. — Специалисты смогут оценить, хватит ли планируемых средств для предполагаемых задач. Зачастую администрации-заказчики закладывают малые деньги, потому что ориентируются на цифры прошлого года. А если тогда кто-то обвалил цену? На этапе подготовки техзаданий для конкурсов тоже стоит пригласить специалиста для оценки. И, наконец, было бы неплохо закладывать в договор правило, которое не противоречит законам 44-ФЗ и 223-ФЗ: если какой-то участник рынка опускает цену ниже минимального порога, он должен согласиться с тем, что к нему придут проверять качество оказываемых услуг и выполнение трудовых обязательств. Если такой пункт появится, любители демпинговать убоятся давать слишком низкую цену.
https://59.ru/text/economics/66054310