Французские законодатели проголосовали за запрет смартфонов в школах и колледжах, и с начала нового учебного года дети до 15 лет даже на переменах не смогут использовать гаджеты, которые подключаются к интернету.
Использовать смартфоны на уроках ученикам начальной и средней школы во Франции запретили еще в 2010 году, но на переменах дети могли свободно звонить, играть и выходить в интернет. Теперь гаджеты запретили во всех школьных помещениях, сделав исключения лишь для внеклассных занятий и учеников с инвалидностью.
Идею запрета министр образования Франции Жан-Мишель Бланке озвучил еще в декабре 2017 года. «Вместо игр, на переменах современные дети проводят время со своими смартфонами, и с образовательной точки зрения это проблема», — заявил политик. Теперь ученикам придется либо оставить свои устройства дома, либо выключать их в школе.
В Европе такие ограничения не редкость. Журнал Fortune пишет, что запрет на использование смартфонов в классе поддерживает треть британских школ и большинство шведских. С другой стороны, в 2016 году Италия отменила такой запрет, и сегодня пытается поощрять использование устройств в качестве учебных пособий.
В США тоже отказались решать проблему цифровой зависимости путем запрета: до 2010 года против гаджетов выступили более 90% государственных школ, но уже к 2016 году эта доля снизилась до 66%. «По-видимому, это результат вмешательства родителей, которые не хотят терять связь со своими детьми в эпоху, когда стрельба в школах стала обычным явлением».
Действительно ли смартфоны мешают детям учиться?
В 2018 году Управление по коммуникациям Великобритании (Ofcom) в докладе«Десятилетие цифровой зависимости» сообщило, что молодые люди от 15 до 24 лет наиболее подвержены зависимости от смартфонов. В среднем они проводят с гаджетами по 4 часа в день, тогда как у взрослых на это уходит по 2 часа 49 минут. Подростки и молодые взрослые также проверяют свои смартфоны каждые 8,6 минуты — чаще, чем любая другая возрастная группа.
Ссылаясь на ряд тематических опросов, Bloomberg пишет, что средний возраст получения первого смартфона — 10 лет, а половина всех детей в США и Великобритании заводят учетные записи в социальных сетях до 12 лет. Около четверти подростков признаются, что они онлайн «почти постоянно», а в исследовании 2015 года каждый десятый сообщал о том, что в обычный школьный день проводит в социальных сетях более трех часов в день.
Последствия массового «исхода» детей в интернет давно интересуют ученых, и в 2018 году в журнале Educational Psychology Review появился обзор 59 научных работ, посвященных влиянию социальных сетей на академическую успеваемость школьников.
Проанализировав данные 30 тыс. учеников из разных стран мира, психологи из Вюрцбургского университета (Германия) пришли к нескольким выводам:
-
Если ученики используют соцсети для общения по темам, связанным со школой, их оценки улучшаются.
-
Использование Instagram, Facebook, Snapchat и других соцсетей во время уроков несколько ухудшает успеваемость: такая многозадачность оказалась довольно отвлекающей.
-
Частая публикация сообщений и фотографий в социальных сетях коррелирует с ухудшением успеваемости, но негативный эффект довольно мал.
-
Активное использование социальных сетей подростком не означает, что он будет тратить на учебу меньше времени.
«Озабоченность в связи с якобы катастрофическими последствиями социальных сетей в школьной деятельности необоснованна, — говорит профессор психологии Маркус Аппель, участвовавший в исследовании. — Тем не менее, родители должны проявлять интерес к тому, что делают их дети в социальных сетях, знать и понимать принципы их использования. Чем более открыто и уважительно родители будут относиться к онлайн-активности своих детей, тем лучше они смогут с ними общаться».