Петербурженка пожаловалась, что ее внучке-первоклашке не разрешают брать с собой на занятия мобильник и яблоки для перекуса.
«КАК В ТЮРЬМЕ»
В Петербурге бабушка нажаловалась детскому омбудсмену Светлане Агапитовойна, как она считает, сверх строгие правила в школе, где учится ее внучка-первоклассница.
- Запреты в школе напоминают требования к тюрьмам! Права школьников урезаны до прав заключенных! – негодовала заботливая бабуля, - Во-первых, родственникам запрещено входить в школу, в том числе, чтобы помочь первоклассникам снять или надеть верхнюю одежду и обувь. Это приводит к тому, что дети полураздетыми выходят на улицу, где им уже помогают родственники. Как результат - школьники часто болеют. Во-вторых, ученикам запрещено брать в школу мобильный телефон. Дети не имеют возможности позвонить родителям на перемене, сообщить о проблемах или посоветоваться. В-третьих, в школу не разрешают приносить с собой перекусы: печенье, яблоки, соки. На мой взгляд, это носит чисто экономический характер, выбор сделан в пользу третьих лиц - организаторов питания, чтобы монополистами были буфет и столовая школы.
ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВТОРОГО БЕСЛАНА
Не все бабушки или родители доходят с жалобами на строгих учителей до Светланы Агапитовой. Хотя на самом деле недовольных много.
- У моего сына учительница забрала перочинный нож. Он его просто принес в школу похвастаться, пацану 12 лет. В его возрасте это нормально, а классный руководитель отняла и вернула только мне, - рассказал Владимир.
- А у нас учителя на переменке не давали детям снимать видео. Мне кажется они боялись, что на записи кто-то увидит грязные стены и бедноватую обстановку в классе, - говорит Светлана, мама 15-летней школьницы.
А уж жалобы, которые то и дело всплывают в соцсетях на внешний вид детей и вовсе не сосчитать – то запрещали приходить в класс с «неформальной» атрибутикой (украшениями в виде черепов, пентаграмм, крестов и пр.), то не пустили на урок ребенка с загипсованной рукой.
Это, конечно, перегибы. И в таких случаях учителям приходилось оправдываться перед СМИ и контрольными органами. Но в истории с бабушкой, дошедшей до омбудсмена, петербургские общественники всецело на стороне школы.
- То, что описывает эта бабушка, вовсе не строгие правила, - уверен сопредседатель петербургской организации «Родительский комитет» Михаил Богданов, - Сейчас школа – это большой механизм, который должен функционировать в соответствии с определенным регламентом. Там нужно так все организовать, чтобы, например, после уроков, когда дети расходятся по домам, у дверей не началась давка. Ученики должны питаться согласно нормам СЭС, чтобы они не отравились. Если ребенок возьмет с собой бутерброд и, например, съест его только на следующий день и у него заболит живот – та же бабушка в миг прибежит ругаться с учителями, что недосмотрели.
К тому же, по словам Михаила, в первом классе ребенок мог бы уже и сам уметь раздеваться и одеваться, только в крайнем случае кто-то из взрослых должен его сопровождать в гардероб или в класс. В противном случае в раздевалках столпятся не только ученики, но еще и многочисленные бабушки, дедушки, няни и прочие сопровождающие вчерашних детсадовцев.
- Пропускной режим в школах появился не просто так. Рамки, охрана, турникеты – все это ввели после нападения в Беслане. Тогда в школу тоже зашли люди. Неужели кто-то хочет повторения? – говорит Михаил Богданов, - И надо понять вахтеров в учебных заведениях, они просто не в силах запомнить родственников всех учеников, чтобы просто так их пропускать.
В СССР БЫЛО ЕЩЕ СТРОЖЕ
- Меры безопасности в петербургских школах сейчас абсолютно оправданы. Во всех учебных заведениях, где мы были, для общения с учителями и директором везде есть определенные часы, - рассказывает лидер петербургского движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов. – А родители должны быть рады, что детям обеспечивается безопасность. А на уроках учителя бьются за то, чтобы дети слушали их, а не отвлекались на телефоны. Это тоже нормальное требование – не пользоваться телефонами на занятиях.
И можно было бы подумать, что бабушка, озадачившая детского омбудсмена, просто не успела адаптироваться к изменившимся условиям. Когда она ходила в школу не было террористов. Когда учились ее дети, не было интернет-зависимости. Но психолог Елена Колина уверена, что дело не в новых условиях:
- Нельзя списывать все на изменившиеся условия. На самом деле, в советские годы в школах все было гораздо строже, чем сейчас. Разве что, действительно, туда мог придти кто угодно. Но в остальном действовали более строгие правила. И представить мобильник на уроке, если бы они тогда существовали, просто невозможно.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ольга МАКСИМОВА, учитель начальной школы с 30-летним стажем:
- Родителей или бабушку, как в этой истории, понять можно. Они хотят все контролировать, чтобы ребенок в любой момент был на связи, ел то, что они ему дали. Но я таким взрослым обычно говорю, что пришло время, когда их сын или дочь должны становиться самостоятельными.
Я понимаю, что мамы волнуются. И поэтому не против, чтобы дети звонили им, когда утром приходят в класс. Ведь действительно все возможно и даже в школе кто-то может ударить первоклассника по голове, пока он идет до раздевалки. Но потом, на время уроков, я прошу мобильники выключать. Для экстренной связи они могут позвонить мне. Есть родители, которые идут наперекор и говорят детям оставлять телефон включенным. А потом сами же им звонят во время занятий. Это мешает всему классу. Кроме того, ребенок привыкает, что мама ему сама звонит и все спрашивает.
Проблема с посещением школы бабушками тоже решаема. У нас, например, родителям выписываются специальные пропуска, по которым они проходят в классы или в гардероб. Иногда это необходимо – официальные представители ребенка – мамы и папы не всегда могут заниматься школьными делами детей. Тут бабушки и дедушки очень выручают. И конечно, полностью запрещать доступ в учебное заведение всем, кроме родителей, не правильно. Просто нужно делать это разумно. И тут важно, чтобы учитель понимал, кто и зачем приходит к ребенку.
У нас был случай, когда педагог выписала такой пропуск бабушке, хотя родители были против. Так сложились отношения в их семье. Но бабушка очень любила внука. Она четыре года приходила в школу ко второму уроку и сидела на лавочке у столовой, ждала, когда мальчика поведут на обед. После еды у него оставалось время и он приходил к своей бабушке, она его очень любила, что-то ему рассказывала, приносила гостинцы и подарочки. Так тоже бывает.
https://www.spb.kp.ru/daily/26836/3876921/