ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"

Что выявила прокуратура Бурятии, проверяя уровень безопасности в учреждениях образования. 

Вопросы безопасности после ряда трагических событий в городах России, в том числе в Улан-Удэ, вышли на первый план. Органы власти начали собирать и анализировать сведения о том, что сегодня представляет собой система безопасности, особенно в общеобразовательных учреждениях, где большую часть времени проводят наши дети.Органы прокуратуры Бурятии провели масштабные проверки практически во всех школах, лицеях, гимназиях. Нарушения антитеррористической и пожарной безопасности были установлены в подавляющем большинстве образовательных учреждений.Более подробно о результатах проверки «МК» беседует с заместителем прокурора Бурятии Дмитрием Цыбиковичем Хобраковым.

— В настоящее время в республике осуществляют деятельность 467 школ, лицеев, гимназий, из них только в 26 школах охрану осуществляют охранные предприятия, имеющие разрешение на оказание таких услуг и соответствующие специальные средства. Большинство же учреждений образования (338) «охраняет» технический персонал, то есть уборщицы и работники гардеробов. В 22 школах охраны нет совсем.

— Анализ показал, что организация работы на этом направлении как со стороны уполномоченного органа исполнительной власти республики, так и со стороны руководителей образовательных организаций недостаточная.

Повсеместно в школах выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов и территорий, правил пожарной безопасности.

Всего по результатам проверки органами прокуратуры выявлено более 570 нарушений закона, для их устранения внесено 71 представление, в суды направлено 10 исковых заявлений.

— Можно подробнее рассказать о некоторых нарушениях законодательства об антитеррористической защищенности и привести какие-то примеры по конкретным школам?

— Большинством прокуроров приняты меры реагирования в связи с бездействием администраций образовательных организаций по разработке паспортов безопасности школ и их территорий, несоответствием этих паспортов утвержденной форме, отсутствием в школах систем видеонаблюдения и экстренного оповещения, недостоверными сведениями, содержащимися в актах обследования и категорирования школ о наличии охранных сигнализаций.

К примеру, прокурором Бичурского района внесено представление главе муниципального образования в связи с отсутствием устройств видеонаблюдения во всех школах этого района. По фактам недостаточного оснащения школ устройствами видеонаблюдения прокурорами Заиграевского, Кабанского, Курумканского, Тарбагатайского районов в суды направлены исковые заявления о понуждении установить в школах камеры видеонаблюдения. В некоторых образовательных организациях Улан-Удэ, школах Баунтовского Заиграевского, Муйского районов отсутствуют системы экстренного оповещения, устойчивых и бесперебойных каналов связи и передачи тревожных сообщений.

Нарушения требований закона, регламентирующих осуществление непрерывного видеонаблюдения, архивирования и хранения данных, выявлены прокурорами Железнодорожного района Улан-Удэ, Баунтовского, Иволгинского и Хоринского районов. Так, в 27 городских школах архивирование и хранение видеоданных осуществляется не более 14 суток.

— Выявлялись ли проверками факты бесконтрольного пребывания в школах посторонних лиц?

— Такие случаи пресекались прокурорскими проверками. К примеру, прокурором Курумканского района выявлен факт пребывания на территории Курумканской школы №2 посторонних лиц, прибывших на спортивные мероприятия. При этом помещения школы незаконно использовались ими для проживания и питания. Прокурором района внесено представление главе администрации муниципального образования.

— А в чем выразились нарушения правил пожарной безопасности в школах?

— К своим проверкам мы привлекали специалистов территориальных подразделений главного управления МЧС России по республике. Ими резюмировано, что при наличии во всех образовательных учреждениях республики автоматической пожарной сигнализации и систем управления эвакуацией людей во многих школах такие устройства неисправны, а состояние путей эвакуации ненадлежащее.

К примеру, прокурором Советского района Улан-Удэ приняты меры реагирования в связи с отсутствием свободного доступа к эвакуационным выходам в школах №1 и №44 в Улан-Удэ. Прокурором Мухоршибирского района выявлен факт несоответствия плана эвакуации при пожаре фактической планировке здания МАОУ «Галтайская СОШ». Меры реагирования в связи с несоответствием нормативного количества первичных средств пожаротушения в образовательных организациях приняты прокурором Заиграевского района. Рядом прокуроров выявлены неисправности источников наружного противопожарного водоснабжения.

— Дмитрий Цыбикович, общеизвестно, что не во всех школах республики имеются психологи и социальные педагоги, а ведь это также непосредственно связано с безопасностью детей. Какова практика прокурорского надзора по данному вопросу?

 

— Вы правы. Вопросы наличия в образовательных организациях таких специалистов на сегодня очень актуальны. В республике отмечается тенденция к снижению числа школьных психологов и социальных педагогов, в том числе в системе среднего профессионального образования, то есть в среде подростков, которые наиболее остро нуждаются в психологической помощи. В ряде образовательных организаций сложилась практика введения в штаты педагогов-психологов по совместительству, в том числе не имеющих специального образования.

Прокурорскими проверками установлено, что в некоторых общеобразовательных организациях не осуществлялось сопровождение детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, не составлялись социально-психологические карты воспитанников, программы их психологического здоровья были разработаны ненадлежащим образом.

К примеру, только в 7 из 17 общеобразовательных школ Прибайкальского района имеются ставки педагогов-психологов. Прокурорами Баргузинского, Кабанского, Курумканского и Хоринского районов установлены факты несоответствия педагогов-психологов образовательных организаций квалификационным требованиям и уровню образования.

Таким образом, в отсутствие и при недостаточном количестве квалифицированных специалистов проводимая в школах работа по оказанию социально-психологической и педагогической помощи ученикам не отвечает сложившейся ситуации. По всем этим фактам прокуратурой республики внесены представления главе Бурятии и министру образования и науки республики.

http://ulan.mk.ru/