После трагедии в школе г. Тролльхеттане в Швеции стало меняться отношение к безопасности в школах, но и сейчас во многих школах можно находиться до 45 минут, пока кто-нибудь задаст вопрос: Что вы тут делаете?
Напомним, что отношение к безопасности в шведских школах стало меняться после трагедии в школе Крунан/ Kronan города Тролльхеттане/ Trollhättan, когда 22 октября 2015 года там погибли от ножа расиста-убийцы 3 человека (один ученик-подросток и два учителя: один 20-летний учитель-помощник скончался от ножевых ранений на месте, а второй, 42-летний преподаватель, скончался 3 декабря в больнице. Более месяца врачи боролись за его жизнь). Сам убийца был застрелен полицией.
После случившегося в Тролльхеттан, многие родители стали говорить, что боятся отпускать своих детей в школу.
Поэтому, Шведское радио решило проверить, как с безопасностью в школах страны обстоят дела через несколько месяцев после трагедии.
С этой целью 15 репортеров посетили 76 школ в разных регионах Швеции. Период с 16 по 20 ноября. В школах от 297 до 1174 учеников.
Журналисты входили в школы с центрального входа и бродили по коридорам до тех пор, пока кто-нибудь не начинал спрашивать, что они там делают, и не нужна ли им помощь. И засекали время: от входа до первого вопроса.
В 16-ть школ им либо вообще не удалось войти (дверь была закрыта, висело объявление "Посторонним вход воспрещен") или их останавливали уже через пару минут.
В 45-ти школах от входа до первого вопроса заняло 3 минуты.
Но и это, по мнению директора школы Rydebäcksskolan в городе Хельсингборге/ Helsingborg (на юге Швеции), слишком долго:
- Мы беседовали в школе о том, как надо относиться к посторонним. Ведь школа - это никакое не общественное место, куда может войти кто угодно и когда угодно. Поэтому, 3 минуты, я считаю слишком долго, - сказал директор школы Магнус Линдов/ Magnus Lindow в интервью.
В 15-ти школах репортеры могли ходить там от 45 минут до часа, и никто их не останавливал, и ничего не спрашивал.
Одна из таких школ - Kullaviksskolan в районе Гетеборга Кунгсбакка/ Kungsbacka. Там, один из трех директоров школы, Ева Халльстрём/ Eva Hallström, считает неправильным, что никто не остановил посторонних в школе и не спросил, кто они такие. Однако, она подчеркивает, что смена парадигмы проходит медленно:
- Я думаю, что отношение к безопасности в школе меняется. Мы хотели, чтобы школа была открытым, и, в то же время, надежным местом. Теперь совершенно ясно, что идет смена парадигмы, смена общепринятой точки зрения, внимание концентрируется на вопросах безопасности. После тех событий, которые случились в нашем обществе, - сказала Ева Халльстрём в интервью Шведскому радио.
Но от бдительности школьного персонала, до, так сказать, "тотального введения охраны" в Швеции вряд ли дойдет. Да и мало кто желает такого развития.
Вот, например, мнение Ольги Лясниковой из города Йёнчёпинга:
- Мой ребенок (6 лет) пошел в "частную" школу, т.е. не коммунальную/ муниципальную. Таких школ в нашем городе две.
А такие школы лучше охраняются, чем коммунальные/ муниципальные?
- Нет, не думаю. Никакой явно выраженной охраны нет. Как и в обычной, муниципальной школе, персонал знает друг друга в лицо, и поэтому может заметить чужого, постороннего человека в школе, взрослого, - говорит Ольга Лясникова.
Вы написали (в мейле), что Вы против охраны в школе. Почему?
- Да, потому что охранник, который будет сидеть на входе и контролировать вход и выход, не такая уж хорошая идея. В российских школах, например, в Москве, в каждой школе есть охранник. Но я не знаю, насколько это помогает. По-моему, лучше было бы, если бы персонал школы был более бдителен. Я не уверена, что и детей надо этому учить - быть более бдительными. Потому что они, я думаю, не отреагируют на взрослого, незнакомого человека.
Конечно, как и любой родитель, я волнуюсь. Тем более, что родители чаще всего не знают, что там происходит, в школе. Ведь родители только приводят и забирают своих детей. Но вот так уж прямо, что охрана сидела, нет, я против, - говорит Ольга Лясникова, которая отводит и забирает из школы своего 6-летнего ребенка. Но, как она сама говорит, видит персонал в такие моменты всего несколько минут. А что происходит в школе в течение дня - родители этого ведь не знают. Поскольку ребенку Ольги всего 6 лет, то она отводит и забирает его с самого начала. Это никак не связано с трагедией в Тролльхеттане, - сказала она в интервью по телефону. Разделяет мнение Ольги Лясниковой и другая мама, ребенок которой ходит в школу Nya Snyggatorpskolan в местечке Klippan (южная провинция Сконе), где вообще никто не остановил репортеров и ни о чем их не спросил, пока они сами оттуда не ушли:
- Я считаю, что учителя должны серьезно поговорить друг с другом. Мы отдаем своих детей в их руки, мы едем на работу и должны чувствовать, что дети в безопасности. У меня не должен болеть живот от страха за ребенка. А учителя не должны думать: "С нами такого не может случиться" (как в Трольхеттане. Прим.ред.), - сказала мама Анника Херр/ Annica Herr в интервью филиалу Шведского радио/
P4 Halland.
А как должно быть? Кто отвечает за безопасность детей и порядок в школе?
За это отвечает директор (ректор, по-шведски. Прим.ред.), пояснил советник Государственного управления среднего образования Юго Вестер/ Hugo Wester,
- Школа - не общественное место, отвечают ректор/ директор или иной начальник школы/ подготовительного отделения. Он и обязан разработать правила, инструкции. Ведь для того, чтобы вести обучения, нужно, чтобы дети и ученики чувствовали себя в школе в безопасности и могли спокойно заниматься, - говорит он.
Каждая школа сама решает, какой порядок ввести для посетителей: в одних нужно отметиться сразу при входе, в других - получить бейджик и носить его во время визита в школу.
Если в школе заметно беспокойство, то должна быть усилена роль взрослых в коридорах и школьных дворах на переменках, перечисляет Юго Вестер и рассказывает, что вопрос о безопасности в школах начал обсуждаться Управлением среднего образования не после трагедии в Тролльхеттане, а намного раньше - после случаев стрельбы в школах Финляндии в 2007 и в 2008-м годах:
- Можно ли защититься от таких экстремальных событий? Есть ли недостатки в введении охраны и металлискателей в школах, как в аэропортах? Ведь тогда мы рискуем создать впечатление, что такие места опасны, что там невозможно чувствовать себя в безопасности, сказал Юго Вестер/ Hugo Wester из Государственного управления среднего образования, подчеркнув, что после окончания полицейского расследования того, что случилось в Тролльхеттане, нужно будет проанализировать информацию и подумать, как ее довести до нашей целевой аудитории, - сказал он в интервью нашей коллеге Ingrid Forsberg.